8. Успех посредством покоя

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Помоги себе сам

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

 

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

 

Иногда мы спрашиваем участников семинара, что для них значит успех. Некоторые высказывания постоянно повторяются. Успех часто идентифицируется с: финансовой независимостью; возможностью достичь того, чего желаешь; хорошим здоровьем и самочувствием; возможностью много путешествовать; быть счастливым; беззаботно жить; уважением со стороны других; хорошими отношениями в семье.

При этом каждый человек оценивает успех по-своему. Мы попытались распределить многочисленные высказывания участников наших семинаров по пяти жизненным областям.

Первая область охватывает здоровье и физическое самочувствие. Все больше и больше людей видят свой успех главным образом в том, что сохраняют физическое и психическое здоровье в нашем постоянно "больном" мире или же в случае болезни снова выздоравливают. Если вы подумаете о том, сколько людей стремятся изменить вес своего тела (каждый третий сегодня страдает от избыточного веса), то получите типичный пример успеха в области здоровья.

Во-вторых, многие участники семинара ищут финансового успеха. Важная цель — достижение надежного финансового положения и получение пенсии. Каждое достижение в этом направлении рассматривается как успех.

Другие ищут успеха в межчеловеческих отношениях. Успехом считается: хороший брак, надежные, всегда готовые помочь друзья или любые другие формы приносящего удовлетворение сосуществования.

Небольшая по численности группа считает успехом иметь максимум возможностей для занятий интересным делом. Проникновение в новые области знаний, путешествия в далекие страны или в неисследованные области — все, что не дает скучать, рассматривается как возможность успешной жизни.

И наконец, пятая область достижения успеха заключается в формировании позитивного мышления. Здесь ищут успеха в первую очередь те люди, которые поняли, что они сами перекрывают себе путь к успеху своими отрицательными эмоциями и мыслями.

Подумайте о том, что вы считаете маленьким или даже жизненным успехом. Не осознав этого, вы не сможете поставить себе цели и оставите успех на волю случая, хотя уже известно, что его можно планировать. Стратегия успеха зависит от интеллектуальных и творческих способностей. Без умения хорошо их использовать рассчитывать на успех трудно (рис. 8).

Рис. 8. Цепочка успеха
Рис. 8. Цепочка успеха

Из рис. 8 вы видите, что успех невозможен без действия. Действие, в свою очередь, зависит от ясности, упорядоченности и творческих способностей мышления. Мышление в конечном счете уходит корнями в сознание. Чем обширнее сознание, тем больше успех и получаемое в результате его удовлетворение.

Медитация во многих отношениях — это способ иметь успех. Она создает физические предпосылки для динамического, стимулирующего здоровье действия, высвобождает новые духовные силы для ясной постановки целей и реализации стратегии успеха. И наконец, она развивает внимание и сознание, что составляет существенную основу успеха.

Мы часто касались изменений сознания в результате занятий медитацией. В этой главе мы хотели бы показать в начале, как медитация влияет на интеллектуальные и творческие способности. Затем покажем, как с ее помощью меняется отношение к работе.

 Развитие интеллекта

 Интеллект — попытка определения

К мышлению относятся различные способности человека, например различать, рассуждать, помнить. Все достижения в сфере разума и мышления в комплексе называют интеллектом. Наиболее четкое его ощущение вы можете получить при решении новых конкретных или абстрактных проблем. Решение абстрактных проблем, например математических задач, требует так называемого "языкового интеллекта". Конкретная проблема, например прочистка автомобильного карбюратора, требует так называемого "интеллекта действия".

Если аналогичная проблема была уже однажды решена, то в действие вступает не столько интеллект, сколько память. Можно, следовательно, сказать, что в интеллекте заключены способности, которые необходимы для преодоления новых требований и ситуаций.

Психологи установили, что интеллект связан, кроме того, с эмоциональными, управляемыми инстинктами сторонами личности. Так, в азиатских культурах говорится об "интеллекте сердца". Под этим подразумевается тонкое чувство главного, позволяющее охватить все необходимое, чтобы решить проблему. Это чувство оставляет позади границы человеческого "конторского мышления", ограничения предрассудков и позволяет полностью оценить ситуацию или проблему.

Развитие и деградацию интеллекта исследуют уже давно. В 1904 г. министерство воспитания поручило французскому психологу Бине разработать метод предсказания ученических успехов в начальной школе. Он попытался определить уровень интеллекта, ставя перед подопытными учениками задачи, решение которых одновременно требовало разнообразных способностей, например понимания речи, хорошей памяти, умения мыслить, делать выводы, ловкости, оценочных способностей и др. Так он разработал первый интеллектуальный тест, который в переработанной форме сохранился до сих пор.

Возможно, вы уже однажды подвергались интеллектуальному тесту в рамках конкурса на замещение вакантного места или для определения особых наклонностей к какой-либо деятельности. Или же вы сами пытались определить при помощи специальной литературы степень своего интеллекта. При решении одних задач вы казались себе весьма интеллектуально развитым, при решении других, вероятно, чувствовали себя, как "баран перед новыми воротами". Это показало вам, что ваш интеллект, впрочем, как почти и у всех людей, выражен различно. Некоторые справляются лучше с языковыми задачами, другим ближе решение математических упражнений, третьи обладают исключительным художественным интеллектом и, наконец, встречаются люди с особенным "интеллектом рук". Когда замечаешь сам, что решение некоторых задач дается с трудом, то стараешься развить соответствующие стороны своего интеллекта.

Действительно, интеллект можно целенаправленно совершенствовать. Интеллектуальные способности растут до 16 или 18 лет, после этого, как правило, они начинают с возрастом снижаться. Этому общему процессу можно противодействовать только путем тренировки особых умственных способностей, например увеличивая свой словарный запас. При повторении одного и того же интеллектуального теста обнаруживается, как правило, увеличение интеллекта. Это обусловлено тем, что аналогичные задачи при повторении решаются быстрее и легче, чем в первый раз.

Предпосылка достижения успеха — развитие особенных умственных способностей. Хотя интеллект и может выражаться у некоторых в форме "правильного чутья", для успешного решения профессиональных и личных задач необходимо все же чаще всего тренировать определенные умственные способности. Тренировка умственных способностей делает их более упорядоченными. Если вы вспомните время своей учебы, то вам бросится в глаза, что в конечном счете речь шла тогда преимущественно о приведении в порядок определенных механизмов, которые можно было бы использовать для решения новых задач. Развитие интеллекта — это развитие мышления, способности создавать новый порядок. Если упорядоченность мозговой активности увеличивается, можно считать, что растет и интеллект. Медитация была представлена еще в гл. 3 в качестве метода наведения психологического порядка.

 Медитация как средство повышения интеллекта

В ряде исследований интеллектов медитирующих удалось установить рост интеллекта в результате медитационной практики. Тйоа еще в начале 70-х годов проводил исследования в голландских гимназиях. Интеллектуальные достижения всех подопытных спустя год отчетливо выросли. Но рост интеллекта у регулярно медитирующих гимназистов в сравнении с немедитирующими учениками был существенно больше. В 1975 г. на основе другого исследования со взрослыми Тйоа удалось показать, что и здесь рост интеллекта существенно зависит от того, медитируют ли участники эксперимента или нет. Кроме того, он установил, что рост интеллекта у регулярно медитирующих выше, чем у нерегулярно медитирующих (рис. 9).

Рис. 9. Рост интеллекта в результате занятий трансцендентальной медитацией (
Рис. 9. Рост интеллекта в результате занятий трансцендентальной медитацией ("Differential Aptitude Test")

Физик и исследователь медитации Домаж следующим образом объясняет рост интеллекта у медитирующих: "Похоже, что правило "развитие интеллектуальности через состояние покоя" отвечает общему закону природы, открытому физикой и справедливому для всех природных систем. Этот закон — третий закон термодинамики — гласит, что энтропия (хаос) уменьшается с понижением температуры (активности), и что условием нулевой энтропии (абсолютного порядка) является температура, близкая к абсолютному нулю. И действительно, область, близкая к абсолютному нулю, отличается в физических системах тенденциями к когерентности и синхронности. Здесь просматривается близкая аналогия с синхронностью биотоков мозга, возникающей при состоянии глубокого покоя во время медитации. Для лучшего сравнения давайте говорить об "умственной температуре", степень которой соответствует определенной умственной и физиологической активности мозга. Когда последняя систематически снижается посредством постоянных медитационных упражнений, мы можем наблюдать в человеческом разуме процессы, напоминающие процессы в физических системах в соответствии с третьим законом термодинамики. По аналогии можно утверждать, что мозговой активности человека, а следовательно, и мышлению свойственна упорядоченность. Медитация способствует росту упорядоченности тем, что она позволяет разуму придерживаться общих, естественных моделей".

Если медитация следует общим законам, действительным для всех природных систем, чтобы создать порядок и стимулировать таким образом рост интеллекта, то становится понятно, почему у медитирующих даже в зрелом возрасте происходит развитие интеллектуальных способностей. Это открывает новые возможности особенно в свете того, что снижение интеллекта начинается с 18 лет. Это важно для тех, кто хотел бы для достижения успеха увеличить свой общий интеллектуальный потенциал, а не только развить при помощи тренировок отдельные мыслительные способности.

 Развитие творческих способностей

Кто из вас знает случаи, когда не требуется применение творческих способностей? Наверняка никто не сможет привести такие примеры. Творческие способности необходимо проявлять буквально всегда. Это касается и разработки новой стратегии продажи товаров, и оригинального варианта приготовления десерта и др.

Спрашивали ли вы себя когда-нибудь, откуда у вас способность что-то открывать или создавать? Возможно, что вы чувствовали при этом, что в вас заложен потенциал, который ждет, чтобы его раскрыли, стимулировали и развили. Подумайте, когда вам приходит в голову особенно много идей? Чаще всего в периоды расслабления. Возможно, ваши творческие возможности особенно ярко проявлялись тогда, когда вы готовились к какой-то определенной деятельности или мероприятиям, до которых оставалось еще достаточно много времени, чтобы не спеша, без особого напряжения можно было собрать необходимый материал и продумать идеи. Или же вы замечали, что у вас возникает почти безграничное число мыслей, и делали вывод, что ваши творческие способности или ваша энергия почти неисчерпаемы. Возникновение мыслей как бы из ничего, их обогащение содержанием памяти и направленность на окружающий мир всегда носит творческий характер, даже когда вы думаете об обыденном.

Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних задатках человека и высвобождается при определенных условиях окружающего мира. Торренс, известный американский исследователь творческих процессов, исходит из того, что способность к творчеству развивается при стимулировании умственно-духовных задатков человека. При этом меняется восприятие окружающего мира, открывается и используется больше возможностей для осуществления своих идей.

Развитие творческих способностей сопровождается изменением взглядов на окружающую действительность. Что, собственно, препятствует вам чаще изменять свой взгляд на мир, т. е. постоянно сохранять творческую активность? Или, говоря другими словами, что затрудняет раскрытие ваших творческих потенций? В гл. 1 главным фактором многочисленных жизненных нарушений и затруднений мы называли стресс. Бели организм перенапряжен, творческие импульсы не "пробьются". То же самое относится к интуиции и "внутреннему голосу". Если же стресс преодолевается так, что не оказывает негативного воздействия, то на пути использования внутреннего потенциала нет препятствий. Поэтому медитация важна именно как "очищающее", расслабляющее и антистрессовое средство, помогающее творческим способностям проникнуть во все сферы человеческой деятельности.

 Как воспользоваться творческими способностями?

Джилфорд, американский исследователь интеллектуальных и творческих способностей международного уровня, назвал ряд "первичных способностей", присущих личности творческого характера:

  • способна охватывать проблемы;
  • в короткое время выдвигает большое количество идей;
  • добивается новых, оригинальных результатов;
  • изменяет свои привычки;
  • объединяет идеи и информацию в одно целое, способна к синтезу;
  • обладает аналитическими способностями и может разбить проблему на части;
  • извлекает идеи и информацию из обычных контекстов и систематизирует в новом порядке;
  • может давать новые определения понятиям;
  • отфильтровывает долгоживущие идеи;
  • адекватно оценивает ситуации.

При желании вы можете сами продолжить этот список, опираясь на собственный опыт применения творческих способностей в различных жизненных ситуациях. Возможно, что некоторые из упомянутых признаков лично у вас выражены ярче, чем другие. Поэтому имеет смысл наряду с этим перечнем составить регулярную учебную программу, нацеленную на возможно полное развитие творческих способностей человека.

Для определения большинства из приведенных Джилфордом факторов за эти годы было разработано психологическое тестирование. Само собой разумеется, что по данным этих анкет можно определить творческие способности и их изменения, возникшие после определенного времени занятий медитацией.

Исследование творческого потенциала медитирующих провел психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Маккаллум. Он сравнил группу занимавшихся трансцендентальной медитацией в течение нескольких месяцев с группой, которая собиралась только изучить эту форму медитации. Опытные медитирующие показали более высокие творческие качества, чем начинающие. У них было много идей, они продемонстрировали большую гибкость и степень новизны или оригинальности при решении тестовых заданий (рис. 10).

Три фактора: способность рождать идеи при решении проблем, гибкость в подходе к заданиям и оригинальность предложенных решений — имеют первостепенное значение для творческих достижений. Изобилие различных задач, стоящих перед каждым из нас в повседневной жизни, как никогда требует идейной плодовитости. Что-то новое, с чем каждый из нас сталкивается ежедневно, требует больших возможностей усвоения и переработки, большей приспособляемости, т. е. гибкости. Сегодня каждый должен быть в состоянии быстро перестроиться. И наконец, монотонности и скуке большинства ситуаций повседневной жизни можно противопоставить только оригинальность и новизну идей и моделей поведения.

Рис. 10. Различия в творческих способностях между начинающими и опытными медитирующими 
(Torrance Test of Creative Thinking)
Рис. 10. Различия в творческих способностях между начинающими и опытными медитирующими (Torrance Test of Creative Thinking)

 Посредством медитации к источнику творческих сил

Мы уже упоминали, что источник творческих сил находится в самом человеке. Мы чувствуем себя хорошо лишь тогда, когда ощущаем прогресс в какой-либо области своей жизни.

Так как творческие способности — естественная часть человеческого бытия, то их проявление не связано с какими-либо трудностями. Они раскрываются без особого труда в трех жизненных областях, в которых у человека меньше всего "внутренних блокад", перекосов и стрессовых последствий. Это объясняет, почему многие люди не достигают значительных успехов в своей профессии, но в то же время демонстрируют отличные результаты в своих увлечениях. По словам творчески одаренных людей, они воспринимают свою работу как игру, легкую и доставляющую удовольствие.

Средний служащий страховой компании написал нам следующее примерно спустя полгода после посещения семинара по медитации: "Я почти не понимаю, что происходит. Еще восемь недель тому назад у меня возникали одни и те же проблемы в определенных случаях, но теперь все по-другому: я быстрее достигаю цели, без труда получаю необходимую информацию. Что мне особенно приятно, так это то, что вновь проснулась моя старая склонность к поэтическому творчеству, которая заглохла еще полтора десятка лет назад. И на прошлом рождественском вечере я выступил с большим успехом перед собравшимися коллегами со стихотворением, в котором с юмором подвел итоги наших дел за год. Само стихотворение я набросал, как в старые годы, за несколько минут, не мучаясь в поисках подходящих слов".

Развитие всегда идет от малого к большому, от частного к общему, от хаоса к порядку. В жизни все стремится к более высокой степени интеграции или целостности. Если ищешь истоки творческих сил, необходимо проследить процессы развития до самого их начала, до идей и мыслей. Если проследить мысль до ее истоков, то наблюдаешь, как она становится все "утонченнее". То же самое достигается при помощи медитации, когда в конечном счете ощущаешь, как мысль появляется из резервуара покоя. Ни в коем случае не из ничего, а обязательно из области покоя. Источник всех творческих сил — покой.

Из гл. 3 и 7 вы подробно узнали о медитативном состоянии сознания. Оно, как мы уже объясняли, отличается глубоким покоем при одновременной бодрости. Ощущение и сознательная интеграция этого спокойного состояния в повседневный ход жизни, похоже, и является причиной роста творческих способностей у медитирующих. Исследователи творческих процессов утверждают, что рост творческих сил берет свое начало в состояниях, при которых гармонично функционируют левая и правая части мозга. Но то же самое, как мы только что выяснили, является главным результатом медитации.

Человеческое развитие базируется на смене покоя и активности. Творческие способности возникают при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии. В ситуации, когда на пути вашего движения появляется стена, вы соображаете, что силой тут ничего не добьешься. Что действительно может помочь, так это новая перспектива, новый взгляд на "стену" или окружающее ее пространство. Может быть, при этом вы обнаружите пару веревок и крюк, на который можно их накинуть, или же вы найдете лопату и выроете подкоп под стену, и вот вы уже преодолели препятствие. Для творчества необходима определенная дистанция, которая возникает во время медитации сама собой. Когда вы откроете глаза, то сможете по-новому увидеть мир и соответственно по-другому вести себя. Творчество нуждается в "ситуации свободы в себе самом", т. е. во внутренней свободе, как говорит исследователь творческих процессов Хайнельт. И это обеспечит вам медитирование.

 Лучше учиться и усваивать при помощи медитации

Ваши успехи на работе, в спорте, а также при проведении свободного времени в решающей мере зависят от того, как быстро и интенсивно вы способны учиться. Цель учения — уметь решать задачи спустя продолжительное время без дополнительной тренировки и усилий. Это означает, что учение включает и процесс запоминания. Изменение поведения происходит не только благодаря запоминанию, но и благодаря сознательному, активному самоприспособлению.

Сегодня на людей ежедневно обрушивается лавина нового. Все это вынуждает постоянно приспосабливаться к новому. Для этого нужно воспринимать и перерабатывать массу информации: новый характер движений, определенные компьютерные языки, выражение чувств и, наконец, такие способности существования в социальной среде, как подражание и наблюдение.

Разумеется, для обучения людей имеются определенные предпосылки. В основе всех учебных процессов лежат знание и опыт, теория и практика, интеллектуальные и творческие способности. Особого внимания заслуживают, однако, способности восприятия и выражения.

 Способности восприятия

То, что учебные процессы зависят от способностей восприятия учащихся, — это известно. Но сколько информации вы сможете действительно воспринять из руководства по компьютерной игре? Или, говоря по-другому, когда вы чувствуете себя "готовыми" и пропускаете поступающую информацию мимо ушей?

Для способностей к восприятию, так же как для интеллектуальных и творческих способностей, имеются определенные физиологические предпосылки. Мы уже неоднократно указывали вам на коренные изменения, особенно мозговой активности, возникающие у медитирующих. Исследователи мозговой деятельности исходят из того, что физиологическую основу повышения способностей к учению создают большая синхронность мозговой активности и достигнутое во время медитации состояние покоя.

Кривые биотоков мозга во время занятий трансцендентальной медитацией свидетельствуют о повышении степени восприятия и улучшении взаимодействия разума и тела. Иными словами, более согласованно функционируют задние и средние области мозга, его разделы, отвечающие за смысловое восприятие и двигательные процессы. И действительно, как подтверждают другие тесты, у медитирующих улучшаются двигательные способности и связанная с этим способность к обучению новым двигательным процессам. Движения становятся безошибочнее и быстрее. Это особенно важно для спортсменов, музыкантов и других людей искусства.

Для изучения языка, как предполагают ученые, упорядоченное функционирование мозга играет также решающую роль. Если организм функционирует упорядочение, он в большей степени способен воспринимать информацию окружающего мира. Еще в 1972 г. Абраме изучал влияние медитации на усвоение и способность к дальнейшему использованию учебного материала. Его подопытные должны были запоминать пары бессмысленных звукосочетаний типа АДСВЮЖ и воспроизводить их через 25 минут, а затем через три недели. Выяснилось, что медитирующие с 28-месячным стажем могут выучить значительно больше таких буквосочетаний, чем начинающие или немидитирующие из контрольной группы. Способность вспоминать проявилась у медитирующих также гораздо лучше.

Мозг обладает определенной емкостью оперативной (краткосрочной) памяти, а также механизмами запоминания, которые перерабатывают краткосрочные впечатления в информацию, подлежащую длительному хранению. Если медитация упорядочивает функционирование мозга, то при этом должны повышаться способности к запоминанию. Психиатр Глюк утверждал, что медитация "подключает в мозговую сеть новые миллиарды мозговых клеток". Одно только это объясняет улучшение способностей к восприятию.

Подражание и наблюдение и другие способности, нужные для общественного существования, составляют еще одну область обучения. Медитация стимулирует опознавание образцов. Если вы приходите на новое рабочее место, одно из важнейших дел — определить сложившиеся структуры взаимоотношений между отдельными сотрудниками. Не зная, что сотрудница А не выносит сотрудницу Б, вы сядете в лужу, пригласив их вместе пообедать. Умение определять структуры взаимоотношений отдельных людей или групп, а также роли, которые они играют, можно целенаправленно выработать. Медитация, как доказал канадский врач Мискиман при помощи многочисленных исследований, развивает соответствующие способности. Многие описывали воздействие медитации на процесс обучения. Мы хотели бы познакомить вас с одним из описаний. 18-летний сын специалистки по вопросам рекламы после того, как она год участвовала в нашем семинаре, также начал заниматься трансцендентальной медитацией. "У меня такое чувство, — сказал он, — что большая часть моих успехов за последний учебный год связана с тем, что я изучил медитацию. Я был приобщен к ней полгода назад и ни дня не раскаивался в этом, так как я не только стал получать лучшие оценки на уроках физкультуры и латинского языка, но и выработал за это время совсем другую, позитивную установку по отношению к школе.

Уже вскоре после овладения трансцендентальной медитацией у меня появилось чувство, что школа может стать больше, чем просто еженедельным "пятидневным лагерем принудительного труда". Я увидел, что мои старания вознаграждаются, что учение ведет к успеху. Я лучше успеваю, учителя кажутся мне весьма приятными людьми, легче нахожу общий язык с другими учениками. Иногда замечаю, что могу достичь лучшего на что способен. Причем все это развивалось постепенно само собой; в первый раз я сам смог убедиться в этом, когда получил в конце года хорошие оценки.

У меня пропало желание прогуливать уроки. Упорство, мне думается, дает больше шансов в учении, чем прогуливание. Я стал быстрее выполнять домашние задания и тщательнее слежу за тем, чтобы все получилось правильно и аккуратно. Гнетущее состояние во время работы бывает у меня теперь редко.

Во время урока я теперь дольше сохраняю внимание и сосредоточенность. Даже при скучных темах я не отключаюсь, а внимательно слушаю. Шум в классе или на улице меня теперь почти не отвлекает. Меня вообще теперь трудно отвлечь, я сам не хочу смотреть в окно или копаться в собственном портфеле. Я доволен как никогда. "

Австрийский ученый-педагог Таухер провел в 1982 г. эксперимент с учениками старших классов. Он сравнил успехи в учебе и способности к запоминанию у тех, кто занимался трансцендентальной медитацией, и тех, кто практиковал прогрессивное мышечное расслабление. Выяснилось, что медитация оказывает больший стимулирующий эффект на способности к учению и весьма хорошее воздействие на память в сравнении с прогрессивным мышечным расслаблением, а также подтвердились приведенные ранее высказывания об увеличении способности к концентрации.

 Способности к самовыражению

Способности к самовыражению, так же как и способности к восприятию, определяют успех многих действий. Причем речь идет не только о способностях языкового выражения, например хорошо писать письма или даже стихи, а об общей человеческой способности воплощать свои чувства и мысли в целенаправленные действия. Способности к самовыражению определяют, сколько воспринятого будет действительно применено в обыденной жизни.

В физиологическом отношении улучшение этих способностей проявляется в укороченном времени реагирования, в слаженном взаимодействии тела и разума и повышении спортивных достижений. Все больше и больше спортсменов применяют медитативные методы. Медитирующие легкоатлеты при равных условиях тренировок смогли сократить время забегов по сравнению с немедитирующими.

Для определения роста способностей к самовыражению существуют и психологические тесты. При медитации мышление естественным путем приобретают большую упорядоченность, ясность и направленность, более четким становятся восприятие, планирование и осуществление соответствующих действий.

Наш знакомый преподаватель медитации рассказал нам об одной пианистке. После двух месяцев обучения медитации она поделилась с ним впечатлениями. Больше всего ее поразило развитие способностей к интерпретации музыкальных произведений. В прошлом она с трудом выражала при игре свое понимание воспроизводимых вещей. Теперь она почувствовала большую свободу и одновременно также большую уверенность в том, что своей интерпретацией она не совершает над произведением никакого "насилия". У нее появилось ощущение, что она лучше понимает замыслы и настроения композиторов, чем это было до медитации.

Именно люди искусства рассказывают чаще всего об обогащении самовыражения посредством медитации. Но важны эти способности для всех. Без них бессмысленно развитие многих аспектов личности. Силы, которые медитация высвобождает у медитирующих, должны находить применение в повседневной жизни. Поэтому абсолютно естественно, что развитие способностей к самовыражению у медитирующих получает позитивную оценку как со стороны ученых, так и со стороны деятелей искусства.

 Удовлетворение работой и работоспособность

Многие люди стремятся к достижению успеха и самоутверждению на работе. Если вы подумаете, сколько времени вы проводите на работе, то вам станет ясно, что ваше самочувствие в решающей мере зависит именно от этого времени.

Если работа не приносит радости, разве тут поможет хороший сон? Если вы не ощущаете, что делаете на работе что-то полезное, разве вы получите при этом удовлетворение в своем хобби? Оно может принести вам лишь слабое утешение, ведь на своем рабочем месте вы проводите треть жизни.

Успехи на работе можно определять по-разному. О них говорят чувство удовлетворения, работоспособность, отношения с коллегами и начальством.

 Растущее чувство удовлетворения на рабочем месте

Удовлетворение работой — это одна из наиболее затрагиваемых тем в литературе о менеджменте. Что же заставляет человека испытывать от своей работы удовлетворение или же наоборот — быть от нее совсем не в восторге? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, разрабатывались различные теории. Американский экономист Фреу предположил, что совершенно не обязательно разрабатывать для этого общую теорию. По его мнению, достаточно знать, как можно повысить это удовлетворение. Решающим при этом является снижение уровня стресса как у сотрудников фирм, так и у людей свободных профессий.

Это наверняка подтверждает ваш личный опыт. Удовлетворение существенно уменьшается или совсем исчезает, если вы подвергаетесь на работе стрессу. Нет необходимости специально говорить о том, что способность переносить нагрузки у всех различная. Но в большинстве профессий уровень стресса вырос в последние годы настолько, что творческие способности и производительность постоянно снижаются на всех уровнях. Сегодня, когда каждый предприниматель постоянно внедряет технические новшества, его сотрудники чувствуют особенно сильную нагрузку.

Учитывая эти профессиональные нагрузки, мы хотели бы напомнить вам, что медитация — естественное средство, которое без применения медикаментов и еще чего-либо позволяет достичь глубокой степени расслабленности и снять стресс. Медитация в равной степени зарекомендовала себя как при снятии стресса, так и при его профилактике. Она безусловно является узловым элементом повышения удовлетворенности на рабочем месте. Медитация помогает, так сказать, изнутри согласовать профессиональные требования с личными потребностями (рис. 11).

Рис. 11. Сравнение отношения к работе медитирующих и немедитирующих
Рис. 11. Сравнение отношения к работе медитирующих и немедитирующих

Фреу принадлежит также одно из лучших исследований повышения удовлетворения работой при медитации. Он сравнил немедитирующих и медитирующих наемных рабочих, а также медитирующих ответственных исполнителей с медитирующими менеджерами более высокого ранга. Медитирующие высказывались о явном росте удовлетворения по сравнению с домедитационным периодом. У медитирующих менеджеров удовлетворение работой повысилось в большей степени, чем у ответственных исполнителей. Это, вероятно, связано с тем, что первые научились лучше решать стоящие перед ними задачи.

Мы опросили сотрудников одной немецкой фирмы, которые изучили трансцендентальную медитацию: что для них больше всего изменилось? Типичным для большинства ответов было высказывание 34-летнего инкассатора: "У меня не такая уж простая работа — собирать недоплаченные денежные взносы... Клиенты реагируют по-разному. Раньше у меня было особенно много проблем с их резкими реакциями. И я не мог бы с уверенностью сказать, что эта работа доставляла мне удовольствие. После того как я начал заниматься медитацией, все пошло значительно легче и без особых затруднений. Я часто вспоминал пословицу: "Как аукнется, так и откликнется". Я целенаправленнее и мягче обращался с клиентами и ощущал все меньше и меньше агрессивности по отношению к себе. Мои показатели становились все лучше — понятно, что я был доволен и уже не мечтал с обеда об окончании рабочего дня".

Достигнутое благодаря медитации основополагающее удовлетворение сохраняется при регулярном медитировании в течение всего рабочего дня. Она влияет на поведение так, что способствует успеху и удовлетворению.

 Повышение работоспособности

Без достижений на рабочем месте не будет и удовлетворения. Производительность труда измеряется результатами. Если растет количество единиц продукции за день или соответственно количество операций за день в страховой компании, то повышение производительности труда налицо.

Медитирующие единодушно утверждают, что занятия трансцендентальной медитацией помогли им повысить производительность труда. Рабочие на фабрике с аккордной оплатой ощущают меньше стресса и зарабатывают больше, чем до овладевания медитацией. Менеджеры и служащие стали лучше соблюдать графики и "проворачивать" больше дел. Руководители, которые до этого были вынуждены работать на 10 — 12 часов в неделю больше положенного, чтобы выполнить свои задачи, утверждали, что регулярная медитация позволила им выполнять 60-часовую работу за 40 часов. Торговый агент по продаже лекарств увеличил сбыт в аптеках своего региона на 50%!

Медитирующие в большей степени мотивированы в своей работе и обладают большим запасом энергии. Когда кто-нибудь получает от своей работы радость, то он хочет делать еще больше, так как рассчитывает на дальнейшее повышение удовлетворения или радости. Успех не только требует затрат энергии, но и высвобождает новую согласно девизу: "Ничто не может быть успешнее успеха". Рабочие, ощущающие свой успех и соответствующее признание, осознают все в большей и большей степени, что они — не маленькие винтики огромного механизма, от них непосредственно зависит очень многое. Когда заботы и страхи исчезают, они лучше осознают значение собственной позиции и лучше справляются с обязанностями на рабочем месте, начинают чувствовать ответственность за все предприятие.

Это увеличивает стремление к повышению производительности и создает основу для профессионального роста.

Отмечено, что медитирующие, несмотря на стремление к лучшей производительности, не так заинтересованы в профессиональном росте, как немедитирующие. Они получают больше удовлетворения от работы и поэтому меньше думают о том, чтобы сменить рабочее место.

 Частота перемены рабочего места

Конечно, у медитирующих была исследована и частота перемены рабочего места. Более редкая смена места работы служит показателем удовлетворения работой и успеха, но также и производственного климата. Перемена места работы является сегодня для предприятий важным затратным фактором. Необходимо найти новых сотрудников, которых к тому же надо, как правило, еще и обучить. Поэтому стараются удерживать текучесть кадров на возможно низком уровне.

Результаты исследований Фреу показывают, что трансцендентальная медитация уменьшает стремление сотрудников к перемене рабочего места. Это связано с большей степенью удовлетворенности жизнью у медитирующих. Меньшая подверженность стрессу позволяет лучше согласовывать свою работу с общим ходом дел предприятия. Согласно Фреу, медитирующие сотрудники, как правило, лучше понимают влияние общей экономической ситуации на их рабочее место.

 Улучшение отношений с сотрудниками и начальством

Вы знаете, безусловно, из собственного опыта, насколько важны для успеха на работе и удовлетворения ваши отношения с людьми. Мы имеем в виду не столько те отношения, которые помогают некоторым людям продвигаться по службе, сколько обычные рабочие контакты в повседневной жизни.

Один из руководителей среднего предприятия резиновой промышленности рассказал нам о том, что наибольшая проблема его фирмы заключалась некоторое время в том, что двое служащих на руководящих должностях не разговаривали друг с другом по личным причинам. Только когда один из них покинул фирму, а к другому руководство совместными усилиями применило соответствующие меры воздействия, рабочий климат отделов вновь нормализовался. Этот руководитель рассказал нам также, что ему известны аналогичные проблемы и на многих других предприятиях, так что речь вдет не о единичном случае.

Исследования поведения медитирующих на рабочем месте, проведенные Фреу, показали, что, с одной стороны, медитирующие говорили о решающем улучшении их отношений с коллегами и начальством, а с другой — начальники и коллеги весьма позитивно оценивали перемены в поведении у медитирующих.

Один из участников нашего семинара, 40-летний бухгалтер, сообщил во время занятий с продвинутыми медитирующими следующее: "Трансцендентальная медитация помогла мне научиться выслушивать своих коллег. До этого я только и думал о том, как бы ввернуть свое словечко, и поэтому никогда толком не понимал, что же, собственно, они хотели мне сказать. Кроме того, я не допускал, чтобы кто-нибудь поправлял меня, так как верил в правильность всех моих утверждений. Хотя я и часто бывал прав, я вижу теперь все же, что мое поведение было неправильным, особенно когда я говорил: "Я прав, делай так, а не иначе!" Я испытываю теперь просто больше уважения к другим коллегам, лучше вхожу в их положение и понимаю их чувства. Когда мне надо было однажды обсудить что-то с руководителем отдела, он спросил меня, все ли у меня в порядке, и сказал: "Что-то в вас изменилось". Я ответил, что я такой же, как и был раньше. Но он возразил: "Нет, все в бюро говорят о том, каким вы стали спокойным и уравновешенным". Я сказал ему, что овладел трансцендентальной медитацией. После этого на фирме была организована лекция об этом и 43 сотрудника получили соответствующую информацию".

И действительно, на многих предприятиях во всем мире была установлено, что медитация очень важна для улучшения межчеловеческих отношений. Происходит гораздо меньше трений на личностной основе. Обязанности между сотрудниками распределяются равномернее, усиливается чувство коллективизма. Антистрессовое воздействие медитации снижает частоту производственных конфликтов. Это обусловливает внешние успехи фирмы и увеличивает доверие к ней ее сотрудников.

Рассматривая профессиональный успех в целом, можно сказать, что медитация помогает достичь наилучших результатов в производственном и в человеческом отношении и открывает новые перспективы для профессионального развития.

 

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz