9. Области применения медитации — обзор

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Помоги себе сам

 <<Ранее   
 

 

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

 

В этой заключительной главе мы расскажем вам о наиболее важных, выходящих за рамки личных потребностей возможностях применения медитации. -Это такие области, как воспитание, экономика, искусство, религия и др.

 Воспитание

Будущее каждой страны зависит в значительной степени от качества воспитания ее подрастающего поколения. Мы хотели бы затронуть лишь болезненные проблемы успеваемости, недостаточности мотивации у учеников и учителей (в равной степени) из-за чрезмерных требований, различного рода нарушений в поведении и учебе и, наконец, одностороннего акцента на чисто интеллектуальном знании фактов. Все больше учащихся школ и студентов бросают учебу. Каждый второй ученик гимназии, каждый третий ученик реальной школы и каждый четвертый основной школы не заканчивают сегодня своей учебы!

Самые прогрессивные педагоги, похоже, потеряли большую часть оптимизма, так как не видят возможностей коренных изменений в деле воспитания и образования. Предпринимаются попытки разработать новые модели и новые учебные планы и методики обучения в школе. Никогда, пожалуй, не предпринималось столько попыток реформы школы, как сегодня. Однако в центре внимания находились общие аспекты и в недостаточной степени учитывались методы воспитания. Благодаря приобретенным знаниям ученик в лучшем случае будет больше подготовлен профессионально, но значительно меньше приспособлен к жизни. Совершенно не ясно, как сегодняшняя система образования и воспитания может стимулировать внутреннюю зрелость и развитие личности подрастающего поколения. Главная же цель воспитания, как подчеркивает американский психолог Маслоу, заключается в конечной самореализации, в развитии "абсолютной человечности".

Все больше ученых-педагогов видят ограниченность методов воспитания, не затрагивающих сознание отдельной личности, и требуют поиска других путей. Американский педагог Хит говорит по этому поводу следующее; "Мое знание человека подсказывает, что источник всех творческо-эстетических способностей находится в малоосознанном внутреннем мире и что с ним можно наладить связь при помощи медитации. Пока мы не научимся прислушиваться к внутреннему голосу и руководствоваться им, мы не можем считать себя по-настоящему образованными. Если человек умеет пользоваться своими внутренними силами и развивать их, он сможет быть активнее и независимее, научится "контролировать" свое развитие. Уверен, что в ближайшие годы в школах и университетах все больше будут преподавать медитацию. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что медитация дает человеку прямую возможность раскрыть свои интеллектуально-творческие способности".

 Экспериментальные проекты в школах и университетах

В поисках новых методов стимулирования обучения, раскрытия творческих способностей и развития личности ученые-педагоги натолкнулись на медитацию в начале 70-х годов. С тех пор в различных странах был накоплен обширный медитационный опыт в области школьного и университетского образования. Трансцендентальная медитация стала неотъемлемой частью учебного процесса. Школьники или студенты практикуют ее один или два раза в день во время занятий. Трансцендентальная медитация применялась в некоторых школах Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, США и Канады. Уже в 1971 г. в штате Нью-Йорк в Эчистере в рамках школы был осуществлен обширный проект. Когда школьный совет эчистерской народной школы приобрел собственный позитивный опыт и решил административно-технические проблемы введения начального курса трансцендентальной медитации в школьную программу, он провел шестимесячную информационную кампанию для учителей, родителей, учащихся и общественности. Вскоре 12% преподавательского состава начали заниматься медитацией. Их примеру последовали многочисленные учащиеся, родители и другие члены общины. Школьный совет убедился, что "медитирующие учащиеся улучшили отношения в семьях, с учителями и друзьями, стали чаще получать хорошие отметки".

Трансцендентальная медитация в последние годы в большом объеме введена в школах Южной Америки, Африки и Азии. В 1984 г. только в Кении ей овладели и регулярно занимались в школе 8 тыс. учащихся, в Таиланде — 15 тыс. В Индии в этом же году в 21 различной школе в медитационных курсах приняли участие более 7 тыс. учеников первой ступени обучения. В целом только в этой стране медитировали в 1984 г. свыше 150 тыс. молодых людей.

О том, как медитация может подействовать на учебный процесс в школе, наглядно свидетельствуют отчеты двух немецких педагогов, которые преподавали ее в южноамериканских, африканских и азиатских странах. Они писали следующее: "Наш практический опыт трансцендентальной медитации в повседневной школьной жизни различных стран оказался весьма позитивным, о чем свидетельствуют хотя бы три следующих примера. В одном из предместий Найроби, в районе трущоб Кении, в классах начальной школы ежегодно успешно заканчивали обучение лишь 30% учащихся. После того как в этой школе 200 учеников овладели трансцендентальной медитацией и занимались ей регулярно два раза в день, в следующий класс перешло через год 75%! В одной элитарной школе в Мадрасе (Южная Индия) ежегодно проводятся заключительные экзамены для учащихся всего штата, дающие право на поступление в высшее учебное заведение. Обычно в число 15 лучших учеников штата из этой гимназии попадали один или два ученика. После того как большая часть гимназистов изучили медитацию и 12 месяцев регулярно занимались ею на уроках, на следующем заключительном экзамене в числе 15 лучших федерального штата было уже восемь кандидатов из этой школы! За два месяца до выпускных экзаменов мы проводили медитационный курс в одной из вечерних реальных школ самого большого штата Парагвая. Здесь преподаватели сделали медитацию постоянной составной частью вечернего обучения. В данном случае показательно прежде всего то, что даже после относительно короткого времени занятий медитацией заключительные экзамены выдержало гораздо больше учеников по сравнению с предыдущим годом; они чувствовали себя во время устных и письменных экзаменов спокойнее и увереннее. "

Эти сообщения показывают, что введение медитации в школах различных стран, различного типа обучения, с учащимися всех социальных слоев полностью себя оправдало.

Медитационная практика стимулирует концентрацию, способности к восприятию, память, способности к учению и решению проблем, ясность и упорядоченность мышления, творческие и интеллектуальные способности, межчеловеческое общение, личностное развитие, а также достижение лучших результатов в учебе.

Английский педагог Кембер продемонстрировал недавно на основе эксперимента с медитирующими и немедитирующими студентами, какое воздействие могут оказать на экзаменационные оценки шестимесячные занятия трансцендентальной медитацией (рис. 12).

Рис. 12. Улучшение экзаменационных показателей (оценок) у медитирующих студентов по сравнению с немедитирующими
Рис. 12. Улучшение экзаменационных показателей (оценок) у медитирующих студентов по сравнению с немедитирующими

Многочисленные и разнообразные педагогические эффекты медитации побудили американских преподавателей и педагогов создать специальную школу и университет, которые могли бы стать образцом для разработки педагогической системы получения специальных знаний и обучения при помощи медитации. Этот экспериментальный проект был начат в 1974 г. в Фейрфильде, в федеральном штате Айова. Сегодня в этом частном международном университете "Maharishi International University" (MIU) обучается около 1 тыс. студентов из 50 стран. Это высшее учебное заведение получило признание на государственном уровне в 1980 г. В нем можно защитить преддиплом по 20 предметам и по 11 предметам получить диплом. По неврологии, физике, психологии и физиологии можно защищать кандидатские диссертации.

Особенность этого экспериментального университета — периодическая смена учебных занятий медитационными. Занятиям медитацией придается такое же значение, как и овладеванию знаниями. Попечители этого университета исходят из того, что нет смысла давать учащимся знания, не учитывая такие предпосылки их сознания к восприятию и усвоению этих знаний, как активность и способность к обучению. Ведь в обычных учебных заведениях знание часто формально "впихивают" в головы учащихся и студентов без учета того, могут ли они воспринять его и усвоить. Концепция обучения в этом учебном заведении содержит намерение расширить, так сказать, то "отверстие", через которое знания подаются; другими словами, научить студентов более эффективно использовать свои умственные способности.

От того, насколько хорошо функционирует нервная система студента и в какой степени он подвержен последствиям стресса, зависят качество его сознания, возможности развития таких личностных качеств, как ясность мышления, способность к концентрации, внимание, творческие и интеллектуальные способности и психическая уравновешенность. Поэтому ученые этой высшей школы считают важным учитывать физиологические особенности студентов. Каждый учащийся получает возможность во время обучения сделать собственные выводы о развитии своего сознания.

О достигнутых успехах свидетельствуют результаты проводимых через регулярные промежутки времени медицинские и психологические обследования учащихся, а также высказывания педагогов, посетивших это высшее учебное заведение. В начале каждого учебного года студенты проходят медицинские и психологические исследования в научно-исследовательской лаборатории. Проведенные исследования медитирующих студентов показали позитивные изменения в состоянии здоровья, увеличение работоспособности, упорядоченность мышления, что следует отнести на счет гармоничного функционирования мозга и целостного развития личности (большее чувство ответственности, улучшение самочувствия и большая уравновешенность).

При тестировании уровня специальных знаний по отдельным предметам эти студенты отчетливо превосходили средний уровень знаний. Опрос бывших студентов этого университета показал, что они, как правило, оставались довольны учебой в этом высшем учебном заведении: 70, 5 % были "весьма довольны", 28% "довольны" и только 1,5% "недовольны". После окончания обучения 80% свидетельствовали о хорошей работоспособности и самочувствии по сравнению с доучебным периодом.

22-летний студент экономического факультета, который три года учился в университете, сказал: "Я учусь здесь быстрее и с большей заинтересованностью, чем где-либо ранее. На экзаменах чувствую себя гораздо спокойнее, и для меня это большое облегчение. Но самое главное это то, что я все в большей степени постигаю, как функционирует мой разум. Это весьма мощный инструмент, и я больше верю в свои интеллектуальные способности".

Нынешний губернатор штата Айова обобщил свои впечатления от посещения этого университета следующим образом: "Я поражен динамикой и прогрессом этого университета. Меня восхищают исследования, проводимые здесь, и я рад тому, что учеба в этом университете привлекает многих симпатичных студентов со всего мира. Мне очень импонирует энтузиазм, который ощущается здесь повсюду. "

Профессор-педагог, которая преподает уже десять лет, дала следующую оценку: "Я не перестаю удивляться жизнерадостности тех, кто работает в университете. Это общее впечатление и всех посетителей нашего учебного заведения. Профессора и студенты прекрасно ладят. Я думаю, что эта необычная атмосфера — следствие целостного, интегрированного подхода, на котором базируется университет".

На территории университета в Фейрфильде несколько лет тому назад была открыта школа. Сегодня ее посещают 420 учеников разного возраста. В ней наряду с обычными школьными знаниями в план преподавания включена трансцендентальная медитация. Первые данные исследований свидетельствуют о том, что посещение этой экспериментальной школы оказывает положительное влияние как на развитие работоспособности, так и на формирование личности. В одной немецкой специальной школе в Гамбурге также получены позитивные результаты влияния этой формы медитации на развитие личности учеников.

Педагоги едины во мнении, что занятия медитацией приносят пользу не только ученикам и студентам, но и преподавателям. Медитирующие учителя скорее могут служить примером своим ученикам.

 Стимулирование и раскрытие талантов

Как мы уже рассказывали выше, в современной педагогической системе отсутствуют методы систематического раскрытия незадействованного потенциала творческих и интеллектуальных способностей. Новые данные различных научных исследований свидетельствуют, что интеллект и способности к восприятию можно развивать в человеке в гораздо большей степени, чем это принято считать. Основной упор в современной системе школьного обучения делается на передачу знаний, а не на общее развитие способностей и талантов. В результате ученик добивается успехов в меньшей степени, чем позволяют его способности, и бывает поэтому недостаточно подготовлен к будущей жизни в обществе. Поэтому важная задача будущей системы образования и воспитания — показать ученикам и студентам, как они могут воспользоваться такими гарантированными конституцией правами и обязанностями, как свободное развитие личности.

Педагогический опыт подсказывает, что дарование можно развивать двумя способами. С одной стороны, требуется специальная "атмосфера", определенный климат обучения, с другой — необходимо так спланировать учебный процесс, чтобы выявить все творческие резервы человека.

Важный элемент создания соответствующей атмосферы для обучения и творчества — ежедневное постижение основ творческих и интеллектуальных возможностей, постижение самого себя при помощи медитации.

Учебные планы ориентированы на целостное развитие каждого ученика и студента, т. е. на развитие как его интеллектуальных, так и художественных и спортивных способностей. Развитие самосознания рассматривается в качестве основной предпосылки для использования талантов учащихся.

Практический опыт медитации в педагогической области показывает, что нет необходимости коренным образом менять структуру существующих учебных планов. Медитация может служить эффективным дополнением школьных и вузовских систем обучения, поскольку в своей основе является методом самовоспитания.

 Экономика

В гл. 8 мы уже рассказывали о том, какую выгоду приносит медитационная практика отдельным наемным рабочим. Чувство удовлетворения работой и производительность растут наряду с улучшением отношений с коллегами и начальством. В этом разделе расскажем о том, какие последствия приносит введение медитации для предприятия в целом.

Сегодняшние проблемы экономической жизни обрисовываются довольно просто. Стремительные изменения в окружающей среде, в технологии и в финансовом секторе делают неэффективными опробованные десятилетиями рецепты. Нужна новая предпринимательская стратегия, в центре которой стоит раскрытие самосознания. От этого в решающей мере зависят навыки, профессиональные знания и отношение к работе, что в свою очередь влияет на преуспевание фирмы в целом.

 Опыт применения медитации на фирме

По имеющимся данным, около 30% производительности теряется сегодня из-за так называемых "потерь от трений", в основе которых лежит напряженность межчеловеческих отношений в производственных коллективах. Медитационные методы, повышающие работоспособность и творческий потенциал, способствующие росту производительности и положительно воздействующие на здоровье, уже довольно долго применяются в фирмах разных стран. Медитация повышает заинтересованность в работе и удовлетворение от профессиональной деятельности, а также улучшает рабочий климат и межчеловеческие отношения.

В качестве примера приведем опыт американской фирмы "Дженерал моторе". После нескольких месяцев медитационных занятий 50% обучающихся отметили, что стали быстрее засыпать, 37% стали потреблять меньше алкоголя, 55% перестали курить или значительно ограничили потребление табака, 50% чувствовали себя уравновешеннее и удовлетвореннее.

Не удивительно, что все больше и больше предприятий предлагают своему руководящему составу и рядовым сотрудникам посещать медитационные курсы. Наряду с индивидуальной пользой для каждого получает выгоду и фирма в целом.

Чаще всего фирма предлагает своим сотрудникам пройти медитационный курс после того, как сам шеф приобрел положительный опыт медитации и убедился в ее благоприятном воздействии. Приведем в качестве примера, какое воздействие на сотрудников оказало введение трансцендентальной медитации на большом предприятии химической промышленности в Детройте (США).

Его президент рассказывает: "Медитация сделала мою фирму доходной. 6 1982 г. мы просто остановились в своем развитии, у нас не было новых идей, мы сбывали слишком мало продукции. Я долгое время искал способы поднять дело и решился ввести трансцендентальную медитацию.

В течение одного года 73% персонала овладели этой медитационной формой в рамках программы развития нашего предприятия. Одной из первых перемен было явное сокращение потерь рабочего времени по болезни. За последние три года производительность выросла на 52%, сбыт увеличился на 120%, а прибыль — на 520%. Это лучшие результаты, которых мы когда-либо достигали! Когда руководители других фирм спрашивают меня, как я достиг таких результатов, я отвечаю: моим лучшим помощником была медитация!"

В настоящее время в США на многих предприятиях проводятся медитационные тренировки среди менеджеров и рядовых сотрудников. Два других примера свидетельствуют наглядно, какие возможности связаны с применением медитации на производстве.

Шеф фирмы медицинской продукции одноразового пользования, где работало примерно сто человек, предложил им принять участие в медитационном курсе. Пятьдесят служащих и рабочих приняли это предложение. Было установлено по согласованию с сотрудниками определенное время для совместных занятий непосредственно на фирме. Через некоторое время стали наблюдаться устойчивый рост повышения производительности труда и сокращение потерь времени по болезни. Наблюдается рост творческих способностей и повышение производительности труда. Нет сомнений, что многочисленные позитивные изменения в фирме — прямой результат занятий трансцендентальной медитацией.

Коммерческий директор одной американской фирмы по производству молочных продуктов придает особое значение покою, который он и его сотрудники достигают в результате медитационной практики: "Я придерживаюсь такой точки зрения: чем спокойнее что-либо делается, тем лучше это делается. Чем спокойнее работает вместе группа людей, тем меньше беспорядка и напряженности, траты сил, меньше всяческих потерь. Трансцендентальная медитация стимулирует общение. Медитирующие люди обладают большей толерантностью, они более расслаблены".

В последние годы медитация получила особенно широкое распространение в японской промышленности. За этот период несколько тысяч сотрудников начали медитировать более чем в ста фирмах. Существуют промышленные предприятия, где трансцендентальной медитацией овладели от 350 до 500 рабочих.

Нижеприведенные цитаты взяты из книги японского менеджера о медитации для руководящего персонала, которая стала в Японии в 1986 г. бестселлером.

Все большему числу руководителей становится ясно, насколько медитация развивает умственные и производительные способности.

Коммерческий директор одного предприятия японской металлургической промышленности сообщает: "В конце рабочего дня, до того как я начал заниматься медитацией, я чувствовал полное истощение сил. С тех пор, как я овладел трансцендентальной медитацией, усталость отступила. После медитирования я ощущаю прилив энергии. Я заметил также значительные перемены в мышлении: я мыслю позитивнее и яснее, кроме того, мне приходит в голову больше конструктивных, творческих идей".

 Медитация — ядро комплексного менеджмента

Медитационный опыт на промышленных предприятиях говорит о том, что медитация может служить инструментом комплексного менеджмента. Комплексный менеджмент означает следующее: развитие предприятия на основе систематического развития сознания сотрудника; профессиональная самореализация каждого (рост производительности труда и предпринимательского успеха); развитие предпринимательской культуры, которая способствует осуществлению целей фирмы.

О ключевой роли развития сознания рабочего и отдельного менеджера мы уже говорили. Но систематическое развитие сознания, выходя за рамки личностной сферы, может быть важной задачей для фирмы в целом. Так, в Германии на многих предприятиях, по крайней мере один раз в неделю, проводится групповая медитация или же один раз в квартал устраиваются недельные семинары для углубления медитационной практики. Выбранный из группы медитирующих координатор заботится о приобретении новых информационных материалов и книг по медитационной тематике и согласовывает время занятий. Таким образом, развитие сознания при помощи медитации становится неотъемлемой частью жизни фирмы.

Обеспечение будущего предприятия при помощи развития сознания сотрудников — это не просто лозунг. Способность предприятия к прогрессивному развитию во время все возрастающей роли информации в решающей степени зависит от способностей воспринимать и использовать эту информацию. О том, что эта тенденция постоянно усиливается, мы уже неоднократно говорили.

Будущее предприятий определяется также и тем, что сотрудникам делается ясной взаимосвязь и взаимообусловленность профессиональной самореализации, производительности труда и предпринимательского успеха. Их единство может быть достигнуто только при помощи определенных мер организационного развития. В кризисные периоды, чтобы повысить производительность труда сотрудников, пытаются увеличить их мотивированность, стараются добиться, чтобы каждый сотрудник; в большей степени идентифицировал себя со своим рабочим местом или со своей профессией. Иногда проводят мероприятия, направленные на усиление коммуникабельных способностей сотрудников, так как коммуникабельность — признанный фактор повышения чувства удовлетворенности членов коллектива своим трудом и увеличения их работоспособности. По сравнению с этими средствами медитация является комплексным методом повышения уровня самореализации, увеличения производительности труда и закрепления предпринимательского успеха.

Успеху предприятия медитация содействует не только тем, что повышает производительность труда и степень удовлетворенности им сотрудников. В гораздо большей степени она важна потому, что способствует развитию гармоничной культуры предприятия.

Влияние медитации на предприятие в целом можно наблюдать в Германии на различных примерах. На одном предприятии, с коллективом примерно в сто человек, сотрудникам было предложено заниматься групповой медитацией. За последние четыре года фирма переживает период необычайного подъема, ее активность выросла в несколько раз. Балансовые активы выросли за этот период на 230%, прибыль возросла больше чем на 300%, и это при одновременном увеличении обслуживающего персонала всего на 28%. С момента введения медитационной программы были постепенно ликвидированы, все сверхурочные работы. Сократились потери рабочего времени из-за болезней. По сравнению с другими фирмами этой отрасли здесь заметно изменился производственный климат. Опыт предприятий, применяющих медитацию в качестве важного средства организационного развития, можно обобщить в одном предложении: медитация является современной, комплексной стратегией менеджмента, которая интегрирует фирменное сознание предприятия и ведет таким образом к успеху.

 Искусство

Среди медитирующих есть много представителей мира искусства. Они представляют все виды художественного творчества. Но больше всего среди них людей, связанных с музыкой. Развивая свой внутренний мир, некоторые музыканты ориентировались на "великих". Они знали книгу Абелля, в которой Рихард Штраус, Иоганнес Брамс и другие рассказывали о процессе создания своих произведений. Из этих "Бесед с великими композиторами" можно сделать вывод, что решающим фактором во всех творческих процессах был покой, но не пассивный, а деятельный, помогающий устанавливать контакт с источниками вдохновения. Творческие периоды музыкального сочинительства сопровождались зачастую "расширением" сознания.

Заглянуть в этот процесс позволяют слова Вагнера о его внутреннем состоянии в момент творчества: "Я испытываю в этом состоянии (покоя) весьма определенные ощущения, которые являются предпосылкой для любого творческого труда. Я чувствую, что я — одно целое с этой возносящей, всеведущей силой и что я могу столько черпать из нее, сколько мне позволяют мои собственные способности".

После того, что мы говорили о творческих способностях, легко понять, почему именно те, кто хочет преуспевать в сфере искусства, желает воспользоваться для этого медитацией. Мы попросили одного лирика проанализировать ощущения, которые он испытывает во время сочинения стихов. "Каждое художественное действо, — сказал он, — является для меня процессом, который характеризуется особым состоянием сознания, отличающимся от обычного приливом энергии и большей динамичностью, непринужденной искренностью и готовностью выразить что-то новое, сопровождается глубоким покоем, тихой радостью, развивается почти без труда, дает ощущение возникающих из бесконечности "посланий", которые я превращаю в слова".

Это высказывание звучит почти как отчет о медитации. Немного по-другому выражает свои впечатления медитирующий график. "В начале моей творческой работы я чувствую некий восторг, импульс определенных цветоформозвуков и тем. Скрытая во мне индивидуальная структура генерируется внутренними и внешними переживаниями.

Я начинаю делать записи о содержании, смысле, формах и цветовой гамме. Потом возникает первый набросок, и я принимаю решения (выстраиваю, подчеркиваю или убираю). Постепенно выкристаллизовывается форма рисунка, которая близко соответствует моему главному чувству и идее. Если я остаюсь доволен предварительной работой, то приступаю к исполнению.

Первый импульс, прояснение наброска до конкретной картины и исполнение — это три моих важнейших творческих процесса. Лучшие работы получаются тогда, когда я ощущаю себя бодрым, слегка раскованным в созерцании.

Аналогичное состояние я испытываю во время медитации, и, таким образом, регулярная медитация облегчает мне этот процесс. И во время творческого акта я получаю дополнительный импульс к самовыражению. Без медитации значительно труднее ощутить эти внутренние импульсы.

Благодаря медитации мои картины стали глубже, светлее, целостнее, естественнее, проще, понятнее, эстетичнее, эффектнее и гармоничнее. "

Известно, что в азиатских культурах художественное творчество и медитация издавна рассматриваются как одно целое. Блюмфилд, международно признанный знаток китайской мудрости, рассказывает о том, что он встречал во многих поселениях, расположенных у подножия одной из священных гор Китая, одаренных эремитов. Он пишет: "Они отличались удивительной, почти атлетической подвижностью и проявляли незаурядное мастерство в таких искусствах, как лечение, каллиграфия, сочинение стихов, музыка и живопись, различные виды самообороны или создание миниатюрных садовых ландшафтов. Все это базировалось на одной мудрости — внутреннем покое".

Так как медитационное состояние очень близко состоянию художественного творчества, многие представители мира искусств пытаются использовать его в качестве стимулирующей основы для своего творчества, работают над своими произведениями, опираясь на состояние медитационного покоя и откровения.

Медитация не только является прекрасной предпосылкой для любого творчества, но и повышает способности художественного восприятия и самовыражения.

Одна женщина-скульптор рассказала нам следующее: "Мое творчество расширяет мои способности к восприятию. Я просто вынуждена по-новому видеть материалы, с которыми работаю. Почти все материалы, будь то камень, металл или жидкости, рассматриваются, как правило, в свете целенаправленного использования: железо для производства рельс или золото в качестве надежного помещения капитала. Для того чтобы создать произведение искусства, я должна увидеть материал непосредственно, т. е. чтобы он полностью и свободно воздействовал на меня. Потом я должна ждать, пока мое восприятие материала не обострится настолько, что из него выявится невидимая до сих пор форма. Перед моим внутренним взглядом проходит драматический процесс превращения. Из металлического блока постепенно проступает форма, сначала только схематично, а затем, очень и очень медленно, она становится все отчетливее. И только тогда, когда форма становится ясной, я приступаю к художественной работе превращения сначала при помощи эскизов, чтобы схватить различные перспективы, и лишь потом беру в руки инструмент.

Без медитативного сосредоточения моего внутреннего восприятия я не смогла бы так почувствовать материал. Чем свободнее мое восприятие, тем сильнее выражение воспринятого мной".

Возможно, вас удивят такие высказывания. Но, может быть, вы и сами в тайне мечтаете получить однажды "поцелуй музы". Искусство — это путь прямого выражения богатства внутренних ощущений. Если люди, медитируя, проникают в сущность своей внутренней природы, то в них могут неожиданно открыться непредвиденные возможности к восприятию и выражению.

Искусство произрастает из оценки ценностей. Как художник, так и тот, кто изучает искусство или просто наслаждается им, нуждаются в способности понимать и осмысливать художественные ценности, идеи и образы. Это зависит от способности научиться по-новому слышать и видеть. Медитация делает возможным спокойное сосуществование сосредоточенности с зарождающимися мыслями и чувствами. Видение и слышание начинаются в молчании, в тишине.

В свете общей социальной ситуации, когда необходимо считаться с постоянным сокращением рабочего времени и увеличением свободного — для досуга, у некоторых возникает вопрос, что им делать с этим свободным временем? Развитие творческих талантов, несомненно, будет приобретать все большее значение. Это еще одна причина спросить себя, действительно ли вы полностью раскрыли свои возможности. Развили ли вы, например, свои творческие стороны в танцах, пении, артистическом искусстве, музыке, рисовании и др. ? Если нет или же еще не полностью, то тогда стоит освоить и эти невостребованные способности и разумно использовать свое время для развития своей личности с помощью искусства.

 Религия

Чаще всего медитация проникает в культуру в сочетании с религией. При этом, как правило, упускают из виду, что она в меньшей степени относится к официальной религии, т. е. к конфессиональному единству, а гораздо в большей степени представляет собой практическое средство духовного развития. Медитация выходит за рамки религиозной культовости и обрядности. Она принципиально свободна и находится в распоряжении всех верующих, которые стремятся к собственному опыту откровения и спасения.

И медитация, и религия представляют собой путь преобразования, который может охватить всю жизнь. И все же медитация приобретает религиозный характер только в том случае, если она целенаправленно применяется в религиозной сфере, например в христианской или в евангелической церкви, чтобы наполнить эти области жизнью. В этом особую роль играет прежде всего содержательная медитация, которая использует евангелические тексты, например, на тему любви.

Медитация становится религиозной, если ее ощущения приобретают религиозное толкование. Классический пример этому — Яков Беме, известный мистик и философ, истолковал ощущение медитативного покоя как ощущение Бога: "Когда ты спокоен, ты такой, каким был Бог до начала творения; ты такой, каким Бог был тогда; ты то, из чего он создал твою природу и существо; ты слышишь и видишь так, как сам Бог слышал и видел тебя до того, как началось твое собственное видение".

Играет ли медитация какую-либо роль в религиозной жизни человека, зависит от отношения к ней и от того, как он

ее применяет. Самое главное — установка медитирующего. Тот, кто медитирует только ради достижения повседневных целей, таких как здоровье, благополучие, творческие способности и т. п., тот долгое время не будет ощущать влияния медитации на свои религиозные возможности. Тот же, кто применяет медитацию в своей религиозной жизни, относительно быстро ощутит углубление соответствующих чувств. Медитация не может полностью заменить религиозной жизни. Но она подготавливает физическую и психическую питательную почву, на которой наилучшим образом могут развиваться религиозные действия.

Для интеграции медитации в жизнь верующих христиан особенно много сделал католический теолог Ранер. Он сказал однажды: "Мое христианство, если я только сам себя правильно понимаю, — это акт самопогружения в непостижимое таинство". Этим он выразил основное стремление религиозного человека, ищущего Бога: иметь сознательную возможность частичного сопереживания жизни Бога в его творении. Трансцендентальная медитация с этой точки зрения — это самопогружение, допускающее проявление божественного таинства в нас самих. Она формирует целостное сознание, главным содержанием которого для религиозного человека, несомненно, является Бог.

Для того чтобы познать Бога, религиозный человек должен себя подготовить. Важно открыть себя, устранить все фильтры, которые препятствуют неограниченному восприятию божественной действительности. Необходимо физически и психически расслабиться и освободиться от напряжений повседневной жизни. Нужно научиться постоянно быть бодрым. Усталость и сонливость препятствуют тому, чтобы знаки были узнаны.

Медитация — это искусство быть в полном сознании. Она устраняет все фильтры — в конечном счете и культовые — и позволяет вступать в резонанс с действительностью. Она представляет собой индивидуальный путь, который преображает все, через что он проходит. Медитация помогает познакомиться и сблизиться с собственным "Я" и высвобождает скрытые силы. Таким образом, она вызывает состояния, которые описываются религиозно ориентированными людьми не иначе как "соприкосновение с божественным".

Можно сделать вывод, что медитация открывает путь для религиозной жизни и обусловливает ее целостное развитие. Люди, открывшие в медитации божественное начало своего бытия, начинают обычно спонтанную религиозную жизнь.

 Медитация и секты

Секты — это мелкие религиозные объединения. Они отличаются, как правило, тем, что считают свои убеждения в противоположность другим группам единственно верными. Сектантам присущи нетерпимость, неуступчивость и зачастую фанатизм.

И в Германии медитационные методы, особенно если они имеют азиатское происхождение, связывают иногда с сектантской деятельностью. Чтобы различать это, мы рекомендуем обратить внимание на следующее. Провозглашают ли вам религиозные принципы или знакомят с практическими методами самопознания? Уважается ли свобода вашей личности или у вас создается впечатление пусть мягкого, но давления? Имеют ли место искренность и толерантность? Поддерживается ли культ личности или центральное место занимает собственный опыт? Окружают ли медитацию покровом таинственности или откровенно отвечают на ваши вопросы?

 Общество

В этом последнем разделе книги мы хотели бы рассказать вам об опыте применения медитационных методов для реабилитации заключенных и об обнаруженных социологами воздействиях при медитировании больших групп людей на все общество в целом. Ведь медитация с давнего времени служит не только методом сохранения здоровья и развития сознания отдельной личности, но и используется в качестве позитивного воздействия на общество.

 Медитация в процессе перевоспитания заключенных

Рост преступности является одной из главнейших проблем общества. Большинство программ перевоспитания малоэффективны. Примерно две трети заключенных являются рецидивистами! В местах заключения очень мало делается для изменения личности заключенного таким образом, чтобы сделать возможным его "возвращение к нормальной жизни". Все чаще в последнее время подчеркивается, что необходимо помогать заключенным изменять их поведение, развиваться.

Медитация в качестве метода перевоспитания в местах заключения применяется с начала 70-х годов прежде всего в Северной Америке, а также в южноамериканских, азиатских и некоторых европейских странах. За это время только в США приняли участие в курсах трансцендентальной медитации больше 2 тыс. взрослых заключенных в 18 различных местах заключения и несколько сотен малолетних преступников в 8 тюрьмах. В Германии эта фирма медитации введена до сих пор только в четырех местах заключения. В каждом из них овладели медитацией от 20 до 100 заключенных. Установлено явное снижение чувства страха, враждебности, недоверия, возбудимости и депрессивности уже после нескольких недель медитационной практики. Заключенные, медитирующие регулярно, отличаются большим чувством собственного достоинства и внутренней удовлетворенностью. Многие заключенные говорили о снижении стресса и повышении внутренней уравновешенности.

Примером этому служит следующее высказывание одного 34-летнего американского преступника: "Тюрьма — это место сильного стрессового воздействия. Конечно, это бывает и на свободе, но здесь стрессовое давление особенно концентрировано и ощутимо. Я заметил по себе и другим, кто примерно в одно время со мной начали заниматься медитацией, явное снижение стрессового воздействия и спад напряженности. Постепенно я испытывал все больше умиротворения, покоя, бодрости и расслабления. Но самое лучшее, что мне принесла медитация, — это возрастающая способность быть независимым, миролюбивым человеком в мире, полном шума, бессмысленности и напряжения. Обретение такого состояния здесь необходимо всем".

О том, что медитационная практика воздействует на личность комплексно, свидетельствует отчет одного заключенного, написанный им в 1974 г. в тюрьме города Целле: "Раньше я часто подавлял в себе свои внутренние конфликты и проблемы или пытался насильно вытеснить их из своего сознания, так как они были для меня неприятны. От этого страдало мое физическое и психическое состояние. Как следствие — появлялись головные боли и гнетущие мысли. Благодаря трансцендентальной медитации стереотипы моего мышления и поведения изменились в положительную сторону. Это, безусловно, следует отнести на счет моей возрастающей внутренней уравновешенности. Медитация положительно подействовала на общее самочувствие. Мне трудно описать состояние умиротворенности, которое я испытываю все чаще и чаще".

При исследованиях воздействия медитации на заключенных выявилось и улучшение состояния здоровья. Медитирующие заключенные лучше засыпали, а их сон был глубже и они лучше отдыхали. Они потребляли меньше наркотиков, алкоголя и сигарет. Кроме того, во время медитационных занятий у них улучшались показатели кровяного давления.

Другой заключенный, тоже из тюрьмы города Целле, следующим образом описал действие медитации на состояние своего здоровья: "Первые изменения, которые я почувствовал, — прилив психической Энергии и увеличение работоспособности как при умственном, так и при физическом труде. Такое состояние сохранялось весь день. Проявления усталости, которые возникали раньше, исчезли. Коренным образом изменилось и состояние моего здоровья. К моему удивлению, я вдруг обнаружил, что полностью исчезли сильные и продолжительные боли в спине, которые постоянно мучали меня уже десять лет. То же самое я могу сказать и про головные боли, от которых здесь страдают время от времени многие".

Заключенные и надзиратели сообщали также и о позитивном действии медитации в области межчеловеческих отношений. Уменьшились недоверие, замкнутость и стремление к уединению. Атмосфера в месте заключения стала менее напряженной, а среди его обитателей выросло чувство дружелюбия и стремление к взаимопомощи.

Один молодой заключенный описал свои ощущения следующим образом: "Пока меня не приобщили к трансцендентальной медитации, я был всем чем угодно, но только не уравновешенным человеком. Стремление к ссорам, исходившее от меня и от моих сокамерников, доставляло мне много неприятностей. Я не всегда прислушивался к заботам и проблемам других. Важные дела пытался откладывать как можно дольше. Не с каждым из тех, с кем я общался ежедневно, у меня были хорошие отношения. Все это пробуждало во мне внутреннее недовольство. С тех пор как я медитирую, все это осталось в прошлом. Об успехах медитации ежедневно свидетельствуют хорошие контакты с моими сокамерниками. К этому следует добавить и лучшее понимание проблем других. Те, кого я раньше ненавидел, сегодня стали моими друзьями!"

Так как медитация увеличивает внутреннюю гармонию, она формирует внутренний физиологический и психический порядок, приводя тело и дух в состояние спокойного равновесия, что может рассматриваться как непосредственная цель реабилитации. Комплексное развитие физических и психических способностей заключенных, направленное на достижение этой цели, и является ключом к их перевоспитанию.

Успех перевоспитания определяется чаще всего по количеству рецидивов. Накоплены впечатляющие данные о сокращении случаев рецидива среди медитирующих заключенных. Через шесть месяцев, год и два года после освобождения 259 бывших заключенных калифорнийских тюрем, занимавшихся трансцендентальной медитацией,

сравнивались с заключенными, которые не медитировали. Выявилось, что медитировавшие совершили в общем на 31% наказуемых поступков меньше, чем немедитировавшие. Занятия медитацией привели к явному уменьшению рецидивной преступности и к улучшению итогов испытательных сроков.

Особого внимания заслуживает сокращение количества повторных осуждений: среди занимавшихся трансцендентальной медитацией они составили в течение двух лет до 2,3%, в то время как у контрольной группы — до 11,4%. Это побудило судей в США и в Индии "приговаривать" преступников к регулярным занятиям трансцендентальной медитацией. За последние годы это произошло, по крайней мере, в семи судебных процессах!

Учитывая позитивные психологические и физиологические эффекты трансцендентальной медитации, американские социологи предложили определить физиологические и психические признаки, которые позволили бы объективно устанавливать, когда можно отпустить на волю того или иного преступника действительно без риска для общества. В качестве положительных показателей эффективности реабилитации они рассматривают, например, ЭЭГ-когерентность, концентрацию стрессового гормона кортизола, стабильность реакции электрической сопротивляемости кожи, степень независимости от коллектива, а также соблюдение соответствующих тюремных правил. Возможно, что в будущем приговор судьи будет звучать так: "Я приговариваю вас к тюремному заключению до тех пор, пока частота вашего пульса не будет стабильно держаться на уровне 75 ударов в минуту, общая ЭЭГ-когерентность не достигнет 90%, а степень независимости от коллектива — 100%. И кроме того, вы не должны нарушать никаких тюремных правил".

Медитация представляет собой комплексный, недорогой и простой в применении метод перевоспитания, который не противоречит другим средствам реабилитации. Она ускоряет процесс возвращения заключенного в общество, развивая без внешнего принуждения стереотипы мышления и поведения, необходимые для жизни в соответствии с законами страны.

Проникновенное письмо одного заключенного американской тюрьмы Фулсом к губернатору штата Калифорния показывает, какое сильное воздействие может оказать медитация в области перевоспитания преступников: "Глубокоуважаемый господин губернатор! В настоящее время я медитирую по методу трансцендентальной медитации. Сначала я хочу сказать несколько слов о себе. Последние 12 лет я провел в различных тюрьмах, отбывая сроки за разнообразные преступления. При этом меня осматривало в общем и целом 22 психиатра, психолога и терапевта, с которыми я провел в индивидуальных и групповых сеансах не менее 100 ч. Из-за многочисленных и тяжелых преступлений я содержался, как правило, в тюрьмах особого режима. Я чувствовал себя заживо похороненным, ощущал изо дня в день, как все живое выгорает во мне, а что касается будущего, то я уже не видел впереди ничего, кроме смерти. И смерть казалась мне перед лицом ежедневной фрустрации, нужды и ненависти желанным избавлением...

Как только я начал заниматься медитацией, многое во мне переменилось в позитивную сторону. Пропала фрустрация, я научился справляться с ненавистью. Впервые в жизни узнал, какой я и, что еще важнее, каким хочу стать. Я увидел цель в жизни! Я не испытываю потребности в наркотиках. И хотя живу за метровыми стенами, я никогда еще не чувствовал себя таким свободным, как сейчас...

Глубокоуважаемый господин губернатор! Лишь очень маленькое число заключенных имеет здесь необходимые финансовые средства, чтобы овладеть методом трансцендентальной медитации. Поэтому я и пишу Вам. В нашей тюрьме о прогрессивном действии медитации знают сотни людей, у которых, к несчастью, нет средств для участия в курсе. Я считаю это криминальным! Все остальные реабилитационные средства, имеющиеся здесь, представляют собой не что иное, как робота с попугаем. Другими словами — веди себя правильно и говори лишь то, что желают слышать, тогда попадешь на волю. Метод трансцендентальной медитации — единственная известная мне программа, которая проникает во внутренний мир людей и оказывает непосредственное воздействие. Я честно могу сказать, что за 12 лет пребывания в худших тюрьмах нашей страны трансцендентальная медитация — это единственное, что помогло мне и что может, я убежден в этом, быть полезным другим.

Эффекты трансцендентальной медитации документально подтверждены. Все проведенные до сих пор исследования показали позитивные результаты. Заключенные здесь, в Фулсоме, использовали все до последней монетки, чтобы изучить медитацию. С глубокой благодарностью. "

 Улучшение качества жизни — с помощью медитации к обществу мирного согласия

О святом Франциске и других христианских святых говорят, что в их присутствии дикие звери становились ручными. Всякая вражда прекратится, когда люди объединятся в союзе "Не убивать", говорил древний индийский ученый Патанджали еще 2500 лет тому назад. А кавказский мистик Гюрджиев считал достаточным "100 озаренных", чтобы вести человечество по пути к миру и благополучию. Мир и повышение качества жизни тесно связаны с развитием сознания. Чем упорядоченнее человеческое мышление и восприятие, тем гармоничнее формируются собственный окружающий мир и отношения с другими живыми существами и людьми.

Мы спрашиваем иногда на наших семинарах, что главное для людей в определении их качества жизни. У некоторых играют роль состояние окружающей среды, уровень преступности, опасности уличного движения, болезни и смерть в семье, но главным фактором в ощущении жизни чаще всего называют мир. Слишком глубоки воспоминания о последней мировой войне, слишком тягостное впечатление оставляют сообщения прессы и телевидения о военных конфликтах наших дней, слишком велико сознание того, что из-за количества именно в Германии размещенного ядерного оружия всеобщее общественное благополучие висит на шелковой ниточке мира.

Когда мы спрашиваем участников семинара, в каких ситуациях они проявляют склонность к немирным действиям, то чаще всего получаем такой ответ — при больших стрессовых нагрузках. Стресс и перенапряжения вредят миролюбию. Возможно, что военные столкновения являются результатом накопленного стресса отдельных личностей. "Войны возникают в головах людей" — сформулировано в Хартии Объединенных Наций.

Миролюбие общества зависит в конечном счете от каждого отдельного человека. До тех пор пока каждый нарушает законы природы, он создает напряженность в окружающем его мире и негативно воздействует на качество жизни всего общества. Следствие — беспорядок и насилие. Это еще больше вредит миру.

Мы спрашивали участников семинара, в чем они видят главную предпосылку своего индивидуального мира. Быть счастливым — следует чаще всего ответ. До тех пор, пока человек чувствует себя счастливым, его почти невозможно побудить к агрессивным, враждебным действиям.

Научные исследования действия медитации показывают, что она развивает миролюбие индивидуума, снижает стресс, улучшает здоровье, стимулирует творческие и интеллектуальные способности, обогащает отношения между людьми, углубляет способности восприятия окружающего мира и повышает, наконец, чувство благополучия и ощущение счастья.

Возникает вопрос: необходимо ли для достижения, скажем, всеобщего мира, чтобы медитировали все люди на свете? Это вряд ли реально, но в этом и нет необходимости. В природных системах постоянно происходят изменения, вызванные небольшим числом элементов этой системы. Достаточно вспомнить, что всего 1% клеток сердца задает ритм. В 1974 г. было опубликовано документальное подтверждение того, что небольшое число медитирующих влияет на большое сообщество.

Наблюдения в четырех небольших американских городках показали, что преступность там снизилась. Последующие исследования в 12 городах помогли установить, что эта перемена наступает после того, как число местных жителей, занимающихся трансцендентальной медитацией, достигает примерно 1% общего числа населения. Это революционное открытие послужило стимулом для целого ряда новых социологических исследований. Всего их было проведено на сегодняшний день свыше 30. Они подтвердили, что в данном случае можно говорить о новом механизме социальных изменений.

Конечно, падение преступности еще не означает, что подобным образом можно достичь всеобщего мира. И все же открытие так называемого "однопроцентного эффекта" указывало на то, что и малого числа людей достаточно, чтобы изменить качество жизни большого сообщества. Исследования в 1980, 1981 и 1984 гг. в Северной Индии, Пуэрто-Рико и на Филиппинах подтвердили повторяемость этого социологического эффекта и его особое значение в ситуациях значительных общественных беспорядков. Число террористических актов и демонстраций с применением насилия в этих регионах снижалось при росте числа медитирующих, что позволяет видеть в медитации инструмент достижения извечной цели всех людей — всеобщего мира, уже в обозримом будущем.

Вы, конечно, спросите себя, как можно объяснить такой эффект? Как получается, что люди, медитирующие у себя дома или в бюро в одиночку или даже совместно с другими, могут влиять на людей, живущих в разных концах города или на тех, которые вообще живут в отдалении? Как людей может меньше тянуть к криминальным действиям, даже если они сами не медитируют?

В природе существует ряд примеров подобных эффектов. Проведите как-нибудь следующий эксперимент: положите в таз с водой две бутылочные пробки примерно на расстоянии 20 см друг от друга. Затем погрузите одну пробку под воду и отпустите ее — что же получается? Другая пробка движется вверх и вниз. Или вспомните про радио. Вы едете за покупками, включаете радио и слушаете музыку с пластинки, которую проигрывают где-нибудь в 100 км от вас. И все же музыка звучит у вас в машине. Это только два примера тому, как один предмет может воздействовать на другой даже на удалении от него. В физике этот феномен называют "дальнодействием".

Феномены такого рода относятся к группе эффектов поля. Вода, например, соединяет две пробки, а электромагнитное поле соединяет передающую станцию с вашим радио. Везде во Вселенной материя соединяется полями. Четыре основных физических поля — электромагнитное, гравитационное и поле слабых и сильных взаимодействий. Последние физические теории исходят из того, что все эти четыре природных поля берут свое начало в общем поле, в поле, которое соединяет все другие поля, все виды материи, все предметы и живые существа.

Различные поля различаются по тому, каким образом через них проходят волны. Возьмите вашу настольную лампу. Ее свет — это результат бесчисленных световых волн, которые излучаются более или менее случайно и беспорядочно. Поэтому света вашей лампы хотя и достаточно для того, чтобы читать книгу, но он недостаточно ярок, чтобы осветить дом вашего соседа.

Но если придать этим беспорядочным световым волнам согласованность (когерентность), сила их излучения возрастет. Сила света одной когерентной световой волны в определенном направлении пространства соответствует квадрату силы исходной волны. Если взять, таким образом, 100 световых волн и привести их в состояние когерентности, то получится источник света, излучающий в 10 000 раз сильнее одной волны. Этот когерентный свет называют лазерным светом. Он может достигать поверхности Луны, делать хирургические операции или проигрывать с лазерных дисков музыку. Этот феномен называется эффектом суперизлучения.

Медитация может привести к суперизлучению при условии, что сознание, т. е. то, что в конечном счете постигается во время медитации, и есть поле, объединяющее всех людей. Для того чтобы оказывать всеобщее воздействие, оно должно быть таким основополагающим, как и общее поле, теорию которого развивает современная физика. Бели провести параллель с этим физическим полем, то человечество должно быть гораздо теснее связано полем сознания, чем это до сих пор представляли себе ученые-социологи.

Несмотря на то, что гипотеза о поле сознания горячо оспаривается, она предоставляет все же возможность для объяснения, почему медитирования небольшого количества лиц достаточно для позитивного влияния в мировом масштабе.

Многое из сказанного до сих пор осталось бы чистой спекуляцией, если бы на стыке 1983 — 1984 гг. в Фейрфильде (Айова, США) не был проведен большой эксперимент с медитирующими. Там собрались 7 тыс. человек, чтобы принять участие в программе для опытных медитирующих, построенной на базе, упомянутой в гл. 7 "ТМ-Сидхи-программы". Эта программа должна "усиливать и продлевать ощущение чистого сознания", особенно если она практикуется в совместной медитации больших групп. Поскольку метод "ТМ-Сидхи" увеличивает упорядоченность функционирования мозга (ЭЭГ-когерентность), можно предположить, что он оказывает и усиленный эффект на окружающий мир.

Ученые исходили из того, что пороговая величина занимающихся в группах по новой программе должна составлять для достижения широкого эффекта не 1% от численности населения, а лишь корень из l%. Это означает, что там, где раньше требовалось 1000 медитирующих, чтобы оказать ощутимое воздействие на город с населением в 100 тыс. жителей (1% ), при применении метода "ТМ-Сидхи" достаточно 32 человек.

И действительно, результаты были удивительными. К ним относился и прямой рост положительных изменений в ситуациях международных конфликтов. Данные социологических исследований, проведенных в различных странах, на разных континентах, также свидетельствовали о падении в период этой встречи числа несчастных случаев и уменьшении количества инфекционных заболеваний. Отмечались рост числа подачи патентных заявок и другие признаки увеличения творческой активности. Что же произошло после встречи? Все позитивные показатели вернулись к тому уровню, на котором они находились до начала великого эксперимента.

Эти результаты, а также результаты других значительных встреч подобного рода привели к тому, что в трех частях мира будут образованы большие группы медитирующих. Самая большая из них должна разместиться у индийской столицы Нью-Дели. Для этой цели создается специально спроектированный город на 15 тыс. жителей — Махариджи Нагар. Для занятий по совместной медитационной программе строится из самонесущих конструкций специальный "геодезический собор", который будет иметь 180 м в диаметре, а рядом площадь двух футбольных полей, так чтобы на площади в 10 тыс. м было бы достаточно места для 10 тыс. медитирующих. В настоящее время там проживают около 2 тыс. человек.

Вторая группа формируется в Фейрфильде, США, там сейчас живут около 3 тыс. медитирующих, которые учатся в Maharidshi International University.

Европейский центр мира создается в Скилмерсдейле, (Англия). Медитирующие селятся здесь с 1980 г. 800 медитирующих хватит для эффекта суперизлучения, достаточного для всей Англии. В настоящее время там проживают 260 взрослых и 90 детей. Община владеет отлично функционирующими предприятиями, школой и центром здоровья. Сейчас строятся собственные дома и зал для медитаций. До сих пор в Скилмерсдейле селились преимущественно британские подданные. Теперь первая "идеальная деревня" Великобритании открыла свои ворота для медитирующих других стран, так что там может быть создан европейский центр мира.

Одним из удивительных признаков этой молодой общины является ее экономическая активность. 70% ее членов работают на собственных предприятиях, где имеются архитектурное бюро, строительная фирма, столярные мастерские, фирма по установке электрического оборудования, общество разработки математического обеспечения, бюро переводов, ювелирные мастерские, типография, фирма, занимающаяся выпуском видеопродукции, и др. Хотя производственная направленность отдельных фирм различна, у них есть одно общее — рабочий день владельцев фирм и их сотрудников начинается и кончается всегда одинаково: совместной медитацией. Именно эта общественная применимость медитации для повышения качества жизни и установления всеобщего мира и относится к величайшим достижениям человечества.

До сих пор имеются лишь отдельные признаки положительных перемен. И все же уже можно говорить о начинающейся трансформации общества в мировом масштабе. Чтобы вы сами могли наблюдать рост качества жизни, назовем 12 параметров, по которым можно определять комплексное развитие общества:

  1. Уровень преступности.
  2. Процентное число гражданских конфликтов, доведенных до суда.
  3. Уровень инфекционных заболеваний.
  4. Уровень детской смертности.
  5. Количество самоубийств.
  6. Потребление сигарет на душу населения.
  7. Потребление алкоголя на Душу населения.
  8. Валовой общественный продукт на душу населения.
  9. Число патентных заявок.
  10. Число получивших высшее образование.
  11. Количество разводов.
  12. Количество дорожных происшествий.

Все эти показатели общественного порядка. Интересно понаблюдать в последующие годы, какие же изменения будут происходить в этих областях жизни.

Футуролог Рассел так представляет себе картину всеобщего общественного развития: "Главной областью человеческой деятельности будет достижение высокой степени развития человеческого сознания. Все потребности в продуктах питания, материальных благах и информации будут полностью удовлетворены, и человечество сможет посвятить себя преимущественно исследованиям своего внутреннего Terra incognita. Нашей главной целью будет самосовершенствование, а медитационные ощущения станут такой же обыденностью, как нынче карманные калькуляторы и кассетные магнитофоны. Это может казаться научной фантастикой, но является, как я считаю, вполне вероятным вариантом развития — естественное продление бытия, в котором часть человечества уже добилась успеха".

Как вы считаете, не присоединиться ли вам к этим людям?

Наши координаты

 

 <<Ранее   
 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz