2 чжан

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Дао Дэ Цзин

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

Дао Дэ Цзин

Перевод Кувшинова А.

 

2 чжан

 

Стоит всем в Поднебесной узнать,
что прекрасное - это прекрасное,
тут же появляется безобразное.
Стоит всем только узнать,
что добро - это добро, -
тут же появляется зло.
И потому то, что порождает друг друга
- это бытие и небытие, [1]
то, что уравновешивает друг друга -
это тяжелое и легкое,
то, что ограничивает друг друга
это длинное и короткое,
то, что служит друг другу - это
высокое и низкое,
то, что вторит друг другу - это
голос и звук,
то, что следует друг за другом - это
прошедшее и наступающее,
и так без конца.
Вот почему мудрый живет себе спокойно, свободный
от озабоченности делами, [2]
действуя, руководствуется "знанием
без помощи слов". [3]
Вся тьма вещей существует издавна,
но их существованию нет начала.
Рождаются, но не пребывают, [4]
действуют, не надеясь на других,
добиваясь успеха, не останавливаются на этом.
Ведь только тот, кто не останавливается,
не отстанет в Пути.

 


[1] См. чж.40.

[2] "...свободный от озабоченности делами" - обычно в литературе это место переводится как "действующий посредством недеяния". Термин "недеяние" (у-вэй) является основной характеристикой повседневного поведения человека Пути. Иероглиф "у" здесь означает отрицание, а иероглиф "вэй" имеет следующие значения: делать, осуществлять, думать, намереваться, оценивать. "У-вэй" есть средство воплощения в жизнь новой системы ценностей, системы ценностей человека Пути (см. чжан 1) и характеризует его Внутренний настрой. Человек Пути Знает, что не бывает безвыходных ситуаций, но всегда есть куда идти. И вся работа, которую ему приходится выполнять является т.о. не наказанием, но средством достижения его Цели. Средством его освобождения.

[3] "Знание без слов" - здесь имеется в виду тот род знания, который чаще всего находится за пределами внимания среднего человека, пользующегося в своей жизни преимущественно "знанием с помощью слов", т.е. Знанием рассудочным. Умение прислушиваться не только к доводам рассудка, но и к тому, что говорит нам сердце, оказывается весьма полезным в повседневной жизни. Именно движение в сторону "знания без слов" является, по Лао-Цзы, одним из основных моментов практики Дао.

[4] "...но не пребывают" - т.е. не стоят на месте.

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz