61 чжан

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Дао Дэ Цзин

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

Дао Дэ Цзин

Перевод Кувшинова А.

 

61 чжан

 

То, что делает державу великой
это способность развиваться и крепнуть подобно течению реки,
вбирающей в себя воды бесчисленных рек и ручейков.
Земля, на которой мы живем
- это пример гармонии и согласия.
Земля - это огромная самка,
которая всегда пребывает в покое
и тем побеждает любого самца.
Пребывая в покое, она готова ко всему [1].
Малая держава слабее великой,
если великая держава может покорить ее.
Великая держава слабее малой,
если малая может покорить ее.
И потому можно быть уступчивым и тем взять верх,
а можно быть уступчивым и проиграть.
Великая держава не слишком стремится к тому,
чтобы еще и заботиться о людях.
Малая держава не слишком стремится к тому,
чтобы самой служить людям [2].
Итак, каждая из них получает лишь то, к чему сама стремится.
И потому великий муж готов ко всему, что бы ни случилось [3].

 


[1] “...готова ко всему” - это выражение имеет несколько вариантов перевода, которые, как обычно, дополняют друг друга: “находится внизу”, “является уступчивой”, готовой воспринять любое действие Неба.

[2] Здесь понятия “великая держава” и “малая держава” можно рассматривать как образы “достойного мужа” и “маленького человека”. Что же составляет основу любого государства? Это люди, ее народ. Они суть воплощение ее возможностей, настоящих и будущих. Что же делает “достойный муж”? Он слишком велик, чтоб “заботиться еще и о людях”. А как поступает “маленький человек”? Он слишком слаб, принижен давящими обстоятельствами жизни, чтобы самому “служить людям”. Для одного это занятие слишком “низкое”, а для другого - слишком “высокое”. Так и получается, что мы сами запираем себя в избранных границах, “получая лишь то, к чему стремимся”. Только тот может достичь величия, кто не различает “высокого” и “низкого”, кто готов к любой работе, кто всегда готов “служить людям”.

[3] В этом чжане продолжается рассмотрение одного из основных “настроений духа” человека Пути спокойствия, невозмутимости. Здесь это понятие (ср. чж.2, 8, 37) рассматривается как “неориентированное” спокойствие, спокойствие, не имеющее цели и потому открытое восприятию всего, что бы ни случилось. С одной стороны, это способность вбирать в себя все и т.о. “развиваться и крепнуть”. А с другой - это способность уступчивостью и податливостью одолевать любую силу.

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz