Клиническая смерть и ассимилящия наукой древних знаний

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Оглавление

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

Статьи Юрия Карпенко

 

 

Клиническая смерть и ассимилящия наукой древних знаний

 

Во время агонии вес тела изменяется на 60-80 г. У химических реакций, предположительно, ответственных за этот "дефект массы", есть продукты, которые как-то покидают тело. Если это газы с плотностью воздуха, то по объему это 45-60 л. Об этом "дефекте массы" еще в XVII веке сообщал Флудд, но его интерпретация была другой. Рассмотрение клинической смерти в более широком контексте ассимиляции современной наукой древних знаний обнаруживает много интересных деталей.

 1. Введение

Я не реаниматолог, но по ряду причин ("Наблюдатель и его тело", "Энергетическая оценка эффекта Махариши", "Эффект Махариши: медитация и процесс смерти", "ТМ: душа и чистое сознание") мне интересны некоторые аспекты феномена смерти, в том числе опыта клинической смерти и предшествующих ему стадий, терминальных состояний. Известно, что у специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что "на самом деле" происходит с человеком во время клинической смерти. Не только с его клетками, мозгом, сердцем и другими внутренними органами, с его рефлексами, но и с самим человеком. В первом приближении весь спектр экспертных оценок статуса этого опыта может быть представлен в виде оппозиции признание/не признание продолжения жизни в какой-то форме после смерти тела человека.

Позиция непризнания отчетливо сформулирована одним из крупнейших российских реаниматологов академиком РАМН В.А.Неговским (Неговский В.А.). Он не сомневается в наличии некоторых универсальных элементов в осознаваемом опыте больных, переживших клиническую смерть, которые уже в силу своей универсальности требуют научного объяснения. Это объяснение ищется в общефизиологических закономерностях угасания головного мозга. Кроме этого, реаниматологами предъявляются претензии к качеству идентификации клинической смерти опрашиваемых, сообщавших о потусторонних видениях: все ли из тех людей, о которых писал Р.Моуди и др., пережили клиническую смерть или это могло быть что-то другое. риводятся данные конца 70-х годов, согласно которым только не многим более 5% людей переживших клиническую смерть живут после нее несколько месяцев (Губин Н.)...

С другой стороны, реаниматологи признают факт изменения веса тела человека на 60-80 г во время агонии. Это изменение веса в XVII веке Флудд связывал с "величиной той левитационной силы, с помощью которой эфирное тело покойника поднимается в сферу олнца" (Визгин В.П., с.100). В настоящее время оно объясняется химическими реакциями: "полное сжигание АТФ и истощение клеточных запасов" (Губин Н.).

Это удивительно, ведь в результате любых химических реакций образуются продукты, которые должны как-то покинуть тело. Ведь сжигание АТФ и стощение клеточных ресурсов - это не ядерные реакции, когда часть массы реагентов уходит в энергию излучения! Если при этих химических реакциях образуются газы с плотностью воздуха, то 60-80 г - это примерно 45 - 60 л. Для сравнения: объем легких - порядка литра. Жидкие и твердые продукты агонизирующего тела тоже вряд ли могут покинуть его незамеченными...

Интересно, что современные сследования генезиса науки нового времени, показывают, что наряду с христианством (Гайденко .П.) на процесс становления науки оказывали влияние также и те знания и практики, которые сейчас называются оккультными, экстрасенсорными (Визгин В.П.). В частности, одним из мотивов образования старейшего в Европе сообщества ученых, Лондонского королевского общества, было елание ученых не только концептуально, но организационно отмежеваться от магов. амая выдающаяся апология науки XVII века, вышедшая из-под пера правоверного католика и ученого М. Мерсена, была направлена именно против Флудда (Визгин В.П.).

Отдавая должное не только аргументам реаниматологов, но и памяти Флудда, спросим: как все же 60-80 г продуктов упомянутых выше химических реакций покидают агонизирующее тело. Закон сохранения массы справедлив для агонии или нет?

Позиция признания не чисто субъективного статуса опыта клинической смерти, возможности продолжения жизни после смерти тела отчетливо сформулирована крупной специалисткой по мозгу академиком РАН Н.П.Бехтеревой (Бехтерева Н.П.). Она не сомневается в продолжении жизни в какой-то орме после смерти тела. Более того, в своей книге она приводит примеры из своего личного опыта.

Трудно переоценить мировоззренческую значимость позиции признания, хотя, с другой стороны, ее сторонники подчеркивают, что опыт клинической смерти не дает полного представления о том, что есть (или нет) "по ту сторону" жизни, ведь, благодаря скусству и самоотверженности реаниматологов, речь идет всего лишь о минутах клинической смерти.

Фиксировав этот мировоззренческий узел, попробуем включить его в более широкий контекст процесса ассимиляции современной наукой древних знаний. Ведь в древнем знании содержатся не только достоверная эмпирическая нформация, но и структуры представления знания с иными, чем в науке отношениями между субъектом и объектом познания, между идеальным и материальным.

Хочу обратить внимание только на два момента этой многоплановой темы.

 2. О практике, опережающей мировоззрение.

Первое - это интенсивный процесс практического освоения некоторых систем древнего знания. Известный философ науки П.Фейерабенд в своей анархисткой методологической критике науки и снобисткого отношения сциентизма к другим традициям знания еще в конце 70-х годов обращал внимание на успех древнекитайской медицины (Фейерабенд .). Хорошо известно, что эти знания частично подтверждены современными методами, в частности, биологически активные точки на теле человека, точки китайской акупунктуры существуют не только для китайцев, но и для современных специалистов. Последних убеждает эффективность, успешность этих древних знаний в диагностике и лечении широкого спектра болезней.

Откуда китайцы все это узнали? ... об этом вопросе несколько позже.

Один мой знакомый был потрясен, когда узнал, что с помощью небольшого прибора, измеряющего электрические характеристики нескольких акупунктурных точек на пальцах рук, можно за 5 минут продиагностировать наличие в организме нескольких десятков видов бактерий. То же самое, конечно, можно сделать и биохимическими методами, но на это уходит значительно больше времени. Импортный прибор и методику осваивала к.м.н., член комиссии Минздрава РФ по изучению методов традиционной медицины. Знакомый не поленился проверить результаты экспресс-акупунктур-анализа методами биохимии, результаты совпали.

Нет сомнений в том, что этот пласт древних знаний будет интенсивно осваиваться медиками. Другой древней системой оздоровления, добившейся международного признания, является древнеиндийская аюрведа. Известны успехи гомеопатии, препараты которой продаются в аптеках вместе с препаратами алопатической медицины. Параллельно с официальной медициной всегда существовало целительство.

В этом процессе ассимиляции древнего знания есть одна особенность. Осваиваемое знание тесно связано с такими представлениями о соотношении тела человека и его души, сознания, которые совершенно не соответствуют современным научным представлениям. На языке современной медицины нельзя сформулировать вопрос о том, что происходит с душой, сознанием человека при систематическом применении к его телу соответствующих методик оздоровления. асколько я знаю, попытки поставить такие вопросы оказываются, мягко говоря, на периферии, если вообще не за пределами публичного научного форума (Вейник В.И.).

Таким образом, первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это, с одной стороны, интенсивность практического освоения некоторых систем древних знаний современной медициной, а с другой, то, что практика в этом случае значительно опережает мировоззрение.

 3. Три мира: человек в них или за их пределами?

Перейдем теперь ко второму моменту и представим себе на минуточку такую картинку.

В страшных конвульсиях бьется рец-шаман, сражаясь за независимость и территориальную целостность своего рода-племени с супостатами из иных миров, духами злобы. ородичи в благоговейном ужасе и трепете дут вердикт богов. Худо жрецу-шаману, ой, худо: одолевают его супостаты-инопланетяне, сейчас концы отдаст. Но нашлись, нашлись среди сородичей отважные ребятушки! Окатили жреца-шамана ледяной водой, дали глотнуть водички живой. Ожил посредник между людьми и богами и стал рассказывать своему роду-племени о том, как надо огонь добывать да коров доить, пшеницу выращивать да на лошадях ездить, горшки обжигать да елезо плавить, и ковать из него мечи да орала. Сидят ребятушки, слушают его, а потом говорят: "Выбрось эту дурь из головы. У тебя психоз. Успокойся, дыши глубже, и так понятно: все будет хорошо".

Иными словами, вторым моментом, на который хочется обратить внимание является вопрос о происхождении знаний. Откуда они это знали? Откуда мы все это знаем? Ведь если речь идет о знаниях, а не о суевериях или фантазиях, то совершенно естественно возникает вопрос о том, как эти знания были получены. Этот вопрос, разумеется, можно задавать разным сторическим эпохам, но настойчивое вопрошание ведет нас к самым истокам: к происхождению человеческого со-знания.

Обобщая имевшиеся в их распоряжении научные данные, в том числе и результаты исследований древнегреческих мифов, текстов Гомера, лауреат Нобелевской премии нейрофизиолог Дж.Экклз и один из крупнейших философов ХХ века К.Поппер подчеркивали одновременность развития человеческого сознания, языка орудий труда.

Не вне связи с этими проблемами К.Поппер выдвинул свою знаменитую модель трех миров, развитие двухуровневой онтологии Платона: существуют мир физический, мир психический и мир вечных и неизменных идей латона. В последнем мире пребывают и те законы, которым подчиняется первый мир, а человек, благодаря своей познавательной способности, век за веком читает эту великую Книгу Природы. Вот откуда мы все это знаем! Разум человека автономен и по своей природе способен познавать мир. Основа основ науки нового времени, путь которой еще в средние века проложил св. Фома Аквинский, утвердив теорию двух истин: истины мира горнего и стины мира дольнего, познаваемой естественным человеческим разумом.

Детально описывая и развивая трехуровневую модель К.Поппера, математик, зик-теоретик и платоник Р.Пенроуз тем не менее в самом конце своего ундаментального труда, посвященного поиску недостающей науки о сознании, восклицает: нет трех миров! есть только один, единый мир, подлинного отблеска которого мы еще не видели (Penrose R.)!

Анализируя те же тексты Гомера тот же материал, который был доступен опперу и Экклзу, Дж.Джейнз приходит к другому выводу о происхождении человеческого сознания, языка и тех технологий, благодаря которым человек стал человеком. По его мнению, "ранние человеческие коллективы (во всяком случае в период после неолитической революции в нтервале между IX и II тысячелетиями до н.э.) управлялись посредством приказаний, которые люди воспринимали как исходящие непосредственно от богов. Технически это осуществлялось с помощью голосов богов"(Иванов В.В., с.82). Иная точка зрения: разум человека не автономен! Известный российский семиотик Вяч.Вс.Иванов проанализировал первоисточники, т.е. тексты Гомера, на которые опирались, с одной стороны, Поппер и Экклз, а, с другой стороны, Джейнз и отдал предпочтение гипотезе Джейнза.

Он также отметил, что в разных (частично пересекающихся) группах индо-европейских языков название живых существ, включая вотных, людей и богов, образовались от глаголов со значением "дышать", "вдыхать" и "выдыхать"(здесь же "душа"). Эти термины у Гомера имели важнейшее значение для передачи человеку воли божества, это пути, "каналы связи", которыми боги воздействуют на действия человека. Но все же гипотеза Джейнза о фундаментальной роли психофизиологии дыхания в реализации этого "канала связи" людей и богов представляется Вяч. Вс. Иванову слишком смелой (Иванов В.В.). Вспомним здесь о тех 60-80 г, на которые изменяется вес агонизирующего тела...

Современные аналоги сюжета с голосами и гостями из ных миров хорошо известны. Инопланетяне, как нам о том сообщают СМИ, одолевают не только снаружи, но и изнутри. Происхождение как внешних братьев по разуму, так и внутренних иногда связывают не с дальним космосом, а с параллельными мирами, в том числе и с "духами злобы поднебесной" (Еф.6.12) (Вейник В.И.)...

Да простит читатель мне эти вольности, но у этих шизофренических "голосов богов" - шизофрения по существу привлекается Джейнзом для обоснования своей гипотезы и в этом его полностью поддерживает Вяч. Вс.Иванов, обращая внимание на то, что некоторые советские ученые придавали шизофрении важную эволюционную роль за 30 лет до Джейнза, - есть более возвышенные аналоги, касающиеся тайны творчества. Ведь выдающиеся композиторы иногда слышат свою музыку, а поэты - стихи. Анализируя язык одного из крупнейших протестантских богословов ХХ века Пауля Тиллиха, М.Сиверцев обращает внимание на то, что для него "характерно стремление (скорее всего бессознательное) выбирать пассивные, "медитативные" структуры религиозного языка, как наиболее емкие и адекватные прояснениям абсолютной системы ценностных координат культуры" (Сиверцев М., с. VIII). Эти особенности языка П.Тиллиха М.Сиверцев рассматривает в связи с "неоднократно обсуждавшимся в последнее время фактом доминирования в языках религиозных культур пассивных оборотов.(Иногда активные конструкции отсутствуют вообще, что является показателем предельной сакрализации языка - и сознания, постоянно ощущающего себя объектом божественного влияния (Иванов Вяч. Вс.))" (там е, курсив мой - Ю.К.). Ссылаясь на работу Вяч.Вс Иванова, о которой речь шла выше, М.Сиверцев в одном контексте рассматривает и вторжение в жизнь эллинов их языческих богов, и творчество выдающегося протестантского богослова ХХ века... Можно, конечно, вышеописанное воспринимать как переосмысление своих галлюцинаций очень впечатлительными, но талантливыми людьми: как известно, гений и болезнь идут рука об руку. Какая в конце концов разница, каким менно образом было получено то или иное знание, главное - результат!..

Но иконы-то ведь мироточат (Глас тихий)... По некоторым данным икона Монреальской Иверской Божией Матери за 15 лет мироточения сточила более 10 килограммов мира...

Иными словами, в эмпирии зненного мира людей есть Все, но наука подходит к нему, исходя из некоторых базисных различений, отдавая предпочтение одному и игнорируя другое. В эмпирических полях отдельных научных дисциплин, в том числе реаниматологии, есть фрагменты, которым может быть придан, а может и не быть придан статус самостоятельного явления. отусторонние видения людей, переживших состояния, близкие к смерти, известны спокон веков, но ...

Сходная ситуация, как мне кажется, наблюдается в эмпирическом поле современной психиатрии. Известные российские психиатры Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина отмечают, что 5-7% их пациентов-левшей проявляют, с одной стороны, поразительные творческие способности, а, с другой стороны, - экстрасенсорные способности. Эти исследователи подчеркивают, что в современных пособиях по психиатрии эти феномены не описаны, не классифицированы, не исследованы, как заслуживающие специального внимания (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.). В теоретико-концептуальном плане аналогичная познавательная ситуация имела место в исследовании нелинейных уравнений. В свое время потребовались специальные усилия математиков и физиков-теоретиков для того, чтобы в поведении нелинейных систем вблизи точек неустойчивости преодолеть хаос неустойчивых траекторий и добраться до знаменитых ныне аттракторов. Исследователи коллективного поведения, в частности, политического, рассматривают архетипы коллективного бессознательного как своего рода аттракторы социальных систем (Митина О., Петренко В.П.).

 4. Вместо заключения

В заключение упомяну еще один момент. Ведь о чем идет речь: о проблеме происхождения знания и со-знания в связи с процессом ассимиляции современной наукой древних знаний. Но что при этом рассматривается как источник для научного анализа, что является носителем этого древнего знания? Мифы. Каков статус мифа в современных сследованиях, разве это не выдумки, суеверия и фантазии слишком впечатлительных и слишком мало знавших рироду древних людей?

Многоплановый современный методологический анализ (древнегреческих) мифов, детальное сравнение рациональности мифа и науки, обсуждение актуальности мифического для христианства и современной жизни(мифическое в конституции Германии и в истории живописи ХХ века) можно найти в книге философа науки Курта Хюбнера (Хюбнер К.). С его точки зрения, в настоящее время миф рассматривается как не менее рациональное и обоснованное, чем научное, но существенно отличающееся от него видение мира. Иначе, в частности, невозможно понять, каким образом люди мифа смогли совершить неолитическую революцию, т.е. научиться огонь добывать, коров доить, пшеницу выращивать, на лошадях ездить, горшки обжигать, железо плавить и ковать из него мечи и орала. Однако проблема происхождения этого знания и его развития, разумеется, остается тайной и для людей мифа, и для современных исследователей. Люди мифа считали, что знание им даровали боги или в современной терминологии, нуминозные существа. Опыт восприятия нуминозного, как вместе с Э.Кассирером полагает К.Хюбнер, доступен поэтам. Исходя из различия в отношениях между субъектом и объектом, которые существуют в этих двух видениях мира, в качестве альтернативы научному видению мира в целом Хюбнер предлагает творчество Гельдерлина. Его поэтический стиль имеет много общего с теми особенностями языка архаичного искусства, на которые обращал внимание П.Фейерабенд как на характеристики архаичного видения мира (Фейерабенд .).

Итак, "сухой остаток" второго момента, на который я хотел обратить внимание в связи с процессом ассимиляции наукой древних знаний, состоит в том, что происхождение знания остается тайной, но, обращаясь с этим вопросом к мифу и признавая за ним право на истину (Хюбнер К.), исследователи все более пристально всматриваются в его структуру. Ведь, в отличие от науки, субъект мифа не отделен от его объекта, а между материальным и идеальным в мифе нет той пропасти, которая есть в науке (Хюбнер К.). Практическая эффективность древнекитайской медицины, о которой шла речь выше, в этих исследованиях дополняется теоретическими, методологическими исследованиями структуры мифа.

 Литература

  1. Вейник В.И. Почему я верю в Бога? Исследования проявлений духовного мира. Минск, Беларусский Экзархат, 2000.
  2. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени// Философско-религиозные стоки науки. М., ИФ РАН, 1997, с. 88 - 141.
  3. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания// Философско-религиозные стоки науки. М., ИФ РАН, 1997, с. 44 -87.
  4. Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Материалы комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Альманах, выпуск 1. М., 2000.
  5. Губин Н. ерминальные состояния и клиническая смерть.
  6. Доброхотова .А., Брагина Н.Н. Парапсихология: психология ли психопатология левшей?// Парапсихология психофизика. М., 1991, N1, с.21-33.
  7. Иванов Вяч. Вс. труктура гомеровских текстов, описывающих психические состояния// Структура текста. М., 1980, с. 81-117.
  8. Митина О., Петренко В.П. Синергетическая модель динамики политического сознания// Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1. Методологические вопросы. М., 1997.
  9. Неговский В.А. Рениматолог о клинической смерти//Психология смерти и умирания. Хрестоматия. Минск, 1996.
  10. Сиверцев М. Судьбы культуры в религиозной философии ллиха// Тиллих П.Систематическое богословие. СПб, 1998.
  11. Фейерабенд П. Против методологического принуждения// Избранные труды по методологии науки. М., 1986, с. 125-466.
  12. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996, 448 с.
  13. Penrose R. Shadows of the mind: search of missing science of consciousness. Cambridge university press. 1994.

Оригинал статьи находится по адресу: http://piramyd.express.ru/disput/karpenko/ks.htm

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz