Проблемы медитации

    Независимые исследования по медитации

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

 

Проблемы медитации

 

Эта статья публикуется как ПРОСЬБА ДАТЬ КОМЕНТАРИИ (ПДК). Категорически приветствуются: вопросы и коментарии по этому тексту, а так же информация о грамматических, семантических и любых других ошибках - которые следует посылать на .

Материалы этой статьи могут свободно копироваться, распространяться и цитироваться при условии ссылки на данную страницу. В случае цитирования, каждая цитата должна сопровождаться такой ссылкой. Эти требования вызваны, с одной стороны, желанием избежать использования данных материалов для создания компроматов в отношении медитации вообще и Трансцендентальной медитации (ТМ) в частности, а с другой стороны тем, что описываемая тема является довольно динамичной; статья будет постоянно изменяться по мере увеличения нашего опыта и поступления ваших коментариев и вопросов. То, что публиковалось раньше, будет устаревать.

Спасибо за понимание.

 

  1. Проблемы и их решения:
    1. В медитации нет того кайфа, который должен быть
    2. Во время медитации в голове постоянно толкутся мысли, нерешенные проблемы. Хочется вскочить и побежать их решать
    3. Я знаю, что значит моя мантра, и это не дает мне расслабиться во время медитации
    4. Сел медитировать и через пару минут выключился. Пришел в себя только через полчаса/час/два. При этом даже не осталось никакого воспоминания об этом времени - его как ластиком стерло
    5. Все чешется, слезятся глаза, текут сопли, меня трясет и т.п
    6. После медитации встаю разбитый, голова ватная, очень трудно соображать/концентрироваться, вещи валятся из рук и т.п.
    7. В жизни появилась раздражительность. Ничто меня не радует. Все вокруг, как будто пытаются меня вывести из себя. Жизнь - дерьмо.
    8. Медитировать хочется все меньше и меньше.
    9. Как я могу помочь моим родственникам заняться медитацией?
  2. Что делать не нужно:
    1. Не нужно на начальных этапах отходить от графика медитаций (20 минут утром и 20 минут вечером), как в большую сторону, так и в меньшую.
    2. Не нужно медитировать лежа.
    3. Не нужно медитировать в темноте.
    4. Не нужно заставлять себя думать мантру.
    5. Не нужно на начальных этапах медитировать в общественных местах (общественный транспорт, вокзалы и другие места скопления людей).
    6. Не нужно медитировать, когда вас окружают люди, настроеные к вам враждебно, особенно, если они могут вас потревожить.
    7. Нежелательно медитировать программу Сидхи вдвоем
    8. Не нужно на начальных этапах пытаться кого бы то ни было мотивировать начать медитацию.
    9. Не нужно сразу бросаться перестраивать всю свою жизнь (увольнятся с работы, разводится и т.п.)
  3. Ключевые моменты:
  4. Камни на пути:


Проблемы и их решения: К оглавлению

В медитации нет того кайфа, который должен быть К оглавлению

В медитации не должно быть кайфа. Точнее, он может быть, а может и не быть. Если вы будете цепляться за различные состояния, то подорвете саму основу техники - равнозаинтересованность в любых переживаниях. Самым лучшим советом, на мой взгляд, будет - пользоваться принципом: "прикоснись и иди дальше". Вы соприкасаетесь с переживанием, проживаете его и даете ему спокойно идти его путем, а сами идете своим - выполняете технику. В медитации нет переживаний, к которым надо стремится. Они приходят и уходят, а вы являетесь этому независимыми свидетелями. Если отойти от этого подхода, то ваши желания получать переживания начинают взаимодействовать с самими проявляющимися переживаниями, и они начинаю воздествовать друг на друга (желания порождают переживания, а те, в свою очередь, другие желания). В результате завязывается такой змеиный клубок, что он легко способен вас полностью запутать, увести от здесь-и-сейчас в мир галлюцинаций, а затем ввергнуть в негативные переживания. Конечно, это происходит не сразу и быстро, а медленно и поэтапно, но через пару месяцев вам от этой мысли не будет легче.

Во время медитации в голове постоянно толкутся мысли, нерешенные проблемы. Хочется вскочить и побежать их решать К оглавлению

Если мы разбежимся, то нам будет трудно сразу остановиться, придется несколько метров тормозить. Тоже самое происходит с умом. Мы разгоняли его очень долго. Во время медитации, когда мы не даем ему пищи для мышления, он просто работает по инерции на запомненной информации, постепенно замедляясь. Если мы не кинемся опять в круговорот дела, а будем продолжать сидеть и пытаться медитировать, то таким образом сможем разрядить часть тех запомненных напряжений, которые заставляют нас постоянно крутиться волчком.

Я знаю, что значит моя мантра, и это не дает мне расслабиться во время медитации К оглавлению

Обычное слово состоит из трех компонент: смысла, звучания и написания. Мантра же смысла не содержит. Она не должна ничего значить. Наоборот, единственная работающая в медитации часть мантры - это ее звучание. Задача медитации - увести ум от непрекращающегося круговорота мыслей о прблемах, делах и т.д. Но ум среднего человека (ведь мы все средние, не так ли?) не может не думать. Поэтому ему дается мантра, как жвачка. При этом важное внимание уделяется тому, чтобы звучание мантры не вызывало никаких ассоциаций.

Обычно части мантры содержат в себе две глассные "а" и "и". Эти звуки оказывают наиболее сильное воздействие на человека. "А" расслабляет и успокаивает, "И" тонизирует и активизирует. В сочетании с различными согласными звуками они позволяют создать у человека необходимое медитативное состояние. Учитель подбирает эти части индивидуально для конкретного человека, формируя его персональную мантру. Здесь нет никакой мистики - одна лишь физиология. Для тех, кто хочет понять более досконально эти процессы можно предложить заняться вокалом. Когда после одного часа голосовых упражнений (казалось бы, ничего особенного) начнут трястись и руки, и ноги, и все остальное, то вопросы о силе воздействия звука на организм и психику должны пропасть.

Вторая проблема, которая мешает людям медитировать, это мысли, что мантра содержит в себе что-то неизвестное и очень плохое. На такую мысль наводит тот факт, что учителя просят никому не рассказывать своей мантры. Чтобы избавить от этого опасения, давайте объясним, зачем это делается.

Мантра должна являться частью медитации и только ее. Если мы будем употреблять ее в миру, то скоро она обрастет негативными ассоциациями вроде: "чтоб на тебя великий аум свалился и прибил тебя нафиг". Мы будем садиться, начинать повторять мантру, и в голову полезут восспоминания о том, какие неприятности с нами происходили, когда мы говорили ее вслух, или когда ее говорили нам. Если не верите, то обратите внимание, насколько стерто для большинства людей слов "Бог". А всему виной фразы типа: "слава богу", "о боже мой", "господь с тобой" и т.д. Благодаря им происходит девальвация значения слова, у людей это слово уже не ассоциируется с его изначальным значением. Кроме того, замечено (хотя объяснить природу этого феномена и очень трудно), что склонность говорить о произошедшем во время медитации, ухудшает последующие медитации, делает их менее глубокими. Именно поэтому, после выполнения техник учителя рекомендуют некоторое время помолчать - чтобы было время впитать состояние, и оно бы сразу не исчезло.

Если же мы применяем выданную вам последовательность звуков (не превращая ее в слово) исключительно в процессе медитации, то одного-двух повторений будет обычно достаточно, чтобы возникало необходимое состояние расслабленного внимания[1]. А искать здесь мистического сатанинского заговора не надо - его тут нет.

Итак, если ваша мантра начинает для вас значить что-то осмысленное, то тут остаются три пути:

  • Либо надо постараться отбросить все предполагаемые ее значения и научиться воспринимать ее только как музыку, как песню без слов, воспринимая только процесс переходов одних звуков в другие, и то, как меняется от звука к звуку ваше состояние. Для этого иногда бывает полезно повокалировать ее какое-то время (если рядом никого нет).
  • Либо относиться к образам и мыслям, возникающим по поводу мантры, точно так же как и ко всем остальным образам и мыслям, возникающим во время медитации - как к выходу стресса. Если вы будете поступать таким образом, то через несколько дней/недель/месяцев[2] ваше отношение к мантре вернется в правильное русло, и медитация станет протекать естественно, без окраски личностными усилиями и заморочками.
  • Если же предыдущие два способа не помогли, то вам остается связаться со своим тренером и попросить его дать другую мантру, в надежде, что хоть она не будет для вас ничего значить. Однако, если вы настолько любопытны, что нашли "переводы" всех мантр в интернете, и настолько мнительны, что считаете их доказательством чего-либо страшного или опасного для вашей психики, данный способ вам вряд ли поможет.

Сел медитировать и через пару минут выключился. Пришел в себя только через полчаса/час/два. При этом даже не осталось никакого воспоминания об этом времени - его как ластиком стерло К оглавлению

О таком феномене заявляют почти все исследователи внутренних пространств. Это указывает на столь глубокое расслабление, что мы внезапно резко сталкиваемся с процессами, которые психика пока не готова пропустить в сознание. Из-за этого мы ничего не помним по возвращению в бодрствование. Если говорить с практической точки зрения, то 15 минут такого выпадения стоят многих часов обычного медитирования.
Мне знакомы два варианта таких ситуаций:

  • отключение - закрыл глаза, открыл, полчаса нет.
  • выкипание - закрыл глаза и провалился, что происходит - непонятно, сколько времени прошло - неясно, кто ты? где ты? чем занимаешься? - неважно. Приходишь в себя, смотришь на часы - времени прошло очень много.

Все чешется, слезятся глаза, текут сопли, меня трясет и т.п К оглавлению

В целом, такие реакции организма являются тем же самым, что и желание вскочить и бежать что-то делать, но проявленные не через ум, а через тело. Если вы долго держали себя в руках, то при отпускании вожжей, психика может попробовать воспользоваться сложившейся ситуацией, и выплеснуть за раз сразу много напрягов. Это может привески как к "отключкам" и "выкипанию", так и к спонтанным мышечным напряжениям, различным болезненным симптомам (чаще всего привычным).
Очень похожие феномены можно встретить в практиках, вызывающих глубокое расслабление. Подобным же образом психика реагирует у зарвавшихся индивидов, которые не позволяют себе расслабится и работают на износ в течение долгого времени - они просто заболевают. Именно поэтому говорят, что "болезнь искупляет карму".

После медитации встаю разбитый, голова ватная, очень трудно соображать/концентрироваться, вещи валятся из рук и т.п. К оглавлению

Такие симптомы возможны в случае резкого выхода из медитаци. Медитируя, вы глубоко расслабляетесь, давление понижается. Если вы выходите не плавно, а резко, то давление может оставаться низким еще на протяжении часа и более. Это и вызывает указанные состояния. Выход из медитации подобен подъему аквалангиста с большой глубины - делать это надо медленно, а если уж случилось выйти быстро, то желательно побыстрее возвратиться на прежнюю глубину и повторить подъем в нарочито замедленном темпе.

Поэтому возьмите себе за правило перед выполнением техники отключать телефон и запираться, если надо, в своей комнате, чтобы вас никто не побеспокоил. Если же случилось так, что вас что-то потревожило [3], быстренько [4] сделайте свои дела и вернитесь к медитации, несмотря даже на сильное нежелание (а оно скорее всего будет). Помедитируйте 5-10 минут и плавно выходите. Медленный осознанный выход как правило настраивает организм на активность. Некоторым людям очень помогает после окончания медитации полежать минут 5 с закрытыми глазами и позволить обычным мыслям войти в поле внимания. Или же можно с закрытыми же глазами позаниматься пару минут гимнастикой. В любом случае необходимо некоторое время, чтобы настроиться на обычную житейскую активность.

Другой причиной указанных симптомов могут быть запомненные ранее конфликты, с которыми вы время от времени сталкиваетесь во время выполнения техники. Тогда эти конфликты начинают переживаться как существующие здесь-и-сейчас. Теоретически, продолжительное их переживание рано или поздно изживет (разрядит) захваченную ими энергию, но практически жить нам надо уже сейчас. Поэтому полезно взять себе за правило, входя в медитацию, давать себе установку, что по завершении, вы будете чувствовать себя хорошо (бодро, активно, оптимистично и т.п.), а выходя из медитации, оставлять любые свои переживания, как обычные мультики, которые посмотрели и забыли.

В жизни появилась раздражительность. Ничто меня не радует. Все вокруг, как будто пытаются меня вывести из себя. Жизнь - дерьмо. К оглавлению

Повышение чувствительности к внутренним процессам приводит к тому, что накопленная память о прошлых дискомфортных переживаниях снова возникает и начинает переживаться так, как будто эти события происходят прямо сейчас. Положение усугубляется тем, что мы не можем отождествить эти состояния ни с каким из конкретных событий прошлого [5], а воспринимаем как переживание текущего момента. Никто нам не объяснял, что в природе психики, воспринимать свое воображение более ярко, насыщенно и реалистично чем то, что приходит через органы чувств. Эти переживания часто относятся к тому далекому детскому периоду, когда мы еще были не способны к адекватному реагированию на такие состояния. Вспоминание подобных насыщенных негативными эмоциями событиях полностью переключает нас от восприятия сегодняшней реальности на переживание прошлого, и блокирует способность разобраться что к чему. Поэтому запомните следующее:

  • Эти переживания - всего лишь старые мультики, которые мы смотрим сегодня на нашем внутреннем телевизоре;
  • Выходя из медитации, телевизор надо выключать - не надо эту память тащить в бодрствующее состояние;
  • В сложных ситуациях кому-то очень помогают размышления на религиозные темы, чтение священных текстов.

Медитировать хочется все меньше и меньше. К оглавлению

Когда мы только начилали медитировать, большим подспорьем было чувство новизны. Мы вообще очень сильно клюем на новое. С месяцами и годами практики новизна уходит. Если мы, по тем или иным причинам, оставляем медитацию на продолжительный период времени, то напряжения начинают опять накапливаться и складироваться. При этом из-за привычки чувствовать себя хорошо после медитации, мы начинаем накапливать стрессов намного больше и быстрее [6]. В конечном счете, мы опять начинаем чувствовать себя плохо. Однако, если раньше мы могли опереться на медитацию, то теперь мы находим десяток причин, почему этого делать не стоит: "завтра помедитирую, есть дела поважнее, медитация больше не работает, есть более новые и более эффективные техники и т.п". Чем сильнее запущен процесс, тем труднее вернуться обратно. Исключением являются ситуации, когда нам так плохо, что выбирать уже некогда и нечего - надо себя вытаскивать. Тогда сомнения пропадают, и мы опять возвращаемся к когда-то помогавшей нам технике. Однако, стоит испытать облегчение, как лень вновь берет верх (очень напоминает отношения Фараона и Моисея в Библейском Исходе).

Чтобы такого не происходило, надо с самого начала приучать себя к дисциплине. Для создания дополнительной мотивации полезно найти группу единомышленников. Такие группы, с одной стороны, могут дать необходимый толчок, а с другой, способны вносить новые впечатления и давать удовольствие от открытого человеческого общения [7].

Как я могу помочь моим родственникам заняться медитацией? К оглавлению

Специально никак. Главная проблема здесь в том, что ваше желание им помочь может не соответствовать их желанию жить так, как они привыкли. Помните, что хотите или нет, но вы связаны друг с другом очень тонкими душевными нитями. Особенно это касается связи между родителями и детьми. Думаете, что они случайно пытаются отвадить вас от медитации? Нет! Они чувствуют воздействие со стороны вас на глубоком бессознательном уровне [8]. Вы меняетесь, они чувствуют это, но сами перемен не хотят. Тогда им остается только начать вас тормозить.

Лучше не вступайте в прямые конфронтации, и не сходите до банального насилия и манипуляций. Вместо этого, оставьте навязчивые размышления о помощи ближним и займитесь собой. Если вы сможете разобраться со "своими" проблемами, то одновременно станет легче и тем людям, которые принимают в них участие. Какие-то из ваших проблем - очень личные, какие-то подхвачены на работе, часть получена от родственников. Это все каналы в два направления (нравится вам это или не нравится), то есть информация течет и к вам, и от вас. Только не жадничайте, будет легче "врагам" вашим, будет легче и вам. Они "вредят" не от хорошей жизни.

Что делать не нужно: К оглавлению

Не нужно на начальных этапах отходить от графика медитаций (20 минут утром и 20 минут вечером), как в большую сторону, так и в меньшую. К оглавлению

Первый момент - это выработка у себя дисциплины в отношении медитации. Поначалу вам все интересно, вы переживаете очень приятные состояния, вызванные отдыхом, и вам хорошо. Однако это не будет продолжаться вечно. Ваша ситуация в медитации напоминает тяжело работающего человека. Пока над ним дамокловым мечом висит масса неотложных дел, он изо всех сил держится. Но стоит только им закончится, или их потоку уменьшится, как организм кричит: "Банзаааааай!!!" и хорошим ударом посылает его в постель. И организм можно понять - для него это что-то вроде техобслуживания интенсивно используемого механизма.

Тоже самое касается психики. Покуда ей приходится вынужденно работать в гипер-режиме, она утирается и лишь время от времени требует от человека необходимого отдыха, когда появляется упадок сил, депрессия и другие симптомы перегрузки. Но, как только появляется окно для продыха, она тут же начинает использовать его для восстановления утраченной целостности. Так растения и животные перекантовываются в тяжелые времена, а когда ситуация улучшается, то стремительно стараются восстановить силы.

Поэтому человеку приходится тратить время медитации на вычищение своих родимых, кропотливо собранных за долгие годы упорного "труда" авгиевых конюшен. Время потраченное на медитацию - становится временем, потраченным на выгребание эмоционального и ментального мусора. Не надо думать, что у вас будет получаться разграничить жизнь и медитацию. Медитация создает предпосылки для того, чтобы вы могли медленно и плавно перестроить свою жизнь, убрав из нее все реально вам не нужное [9]. Если вы начнете сразу слишком много медитировать, то в жизни не будете успевать перерабатывать полученные в медитации впечатления.

Не нужно медитировать лежа. К оглавлению

Большинство людей считает, что лучшим положением для расслабления является горизонтальное. Это не совсем так. Для большинства людей, лежачее положение равносильно подготовке ко сну. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы подремать часок другой, но, полагаю, не это является вашей целью, когда вы идете медитировать. Практика показывает, что даже те, кто бьют себя копчиком в кадык и кричат, что они точно не заснут, засыпают как миленькие, не с первого раза, так с пятого. Скажу больше, часто даже в сидячем положении не уснуть - проблема, особенно после прихода с работы.

Впрочем, медитацию в положении лежа можно рекомендовать в качестве лекарства от бессонницы. Даже, если уснуть не удасться, на утро встанете как огурчик. Проверено!

Не нужно медитировать в темноте. К оглавлению

Есть мнение, что с выключенным светом расслабиться проще. Как и в случае с медитацией лежа, это неверно. Дело в том, что полная темнота для большинства людей ассоциируется с ночью и сном, в полной темноте очень легко заснуть. Если же свет включен, то даже с закрытыми глазами на сетчатку попадает небольшое количество света, достаточное, чтобы поддерживать человека в бодрствующем состоянии.

На самом деле глаза закрывают не для темноты, а для того, чтобы отключить все внешние зрительные впечатления и избежать таким образом случайных ассоциаций. Хорошим вариантом была бы (как в дзенской медитации) белая (заметьте, не черная) стена, так как белый свет переключает психику в режим бодрствования. Однако, нормальный задолбанный черезмерной активностью европеец не сможет и пяти минут смотреть на нее без попыток начать что-то делать. Поэтому рекомендуется компромисс - медитировать при свете, но с закрытыми глазами.

Не нужно заставлять себя думать мантру. К оглавлению

Не нужно вообще прилагать большие усилия. Только минимальные, чтобы обратить внимание на свою вовлеченность, и без лишних усилий опять перейти к мантре. Тенденция "передавливать" ситуацию - это все тот же выход эмоциональных напряжений, и именно так к нему надо относиться. Просто скажите себе: "это меня колбасит - происходит разрядка желания приложить силу", а после этого без усилий продолжайте думать мантру. Не получается без усилий, значит напряжение еще недостаточно разрядилось, продолжайте без усилий попытки. Когда-то это должно закончится. В затяжных случаях так можно провести пару недель, но чаще всего трансформировать данное переживание получается или сразу, или в течении несколько дней.

Не нужно на начальных этапах медитировать в общественных местах (общественный транспорт, вокзалы и другие места скопления людей). К оглавлению

Потому что в местах скопления людей у нас автоматически включается самоконтроль. И нас можно понять - если все те манифестации (слезы, тряски, тики, слюни, сопли, стоны и т.п), которые время от времени могут спонтанно [10] вылезать во время медитации, вдруг начнут проявляться на виду у людей, то в лучшем случае, на нас станут коситься и обходить, а в худшем - растолкают нас или вызовут кого надо, причем из самых лучших побуждений. Вы не сможете отключить этот самоконтроль, да, наверное, этого и не надо делать. Просто выберите место для медитации, где вас никто не станет беспокоить.

Не нужно медитировать, когда вас окружают люди, настроеные к вам враждебно, особенно, если они могут вас потревожить. К оглавлению

К таким людям можно отнести как ваших врагов, так и просто недоброжелателей. Или же таковыми могут стать ваши родственники в период ссоры, или же родственники, испытывающие к вам ревность, зависть и другие отрицательные эмоции (братья, сестры, тещи, тести, свекрови, зятья и т.п.).

Дело в том, что во время медитации мы очень глубоко расслабляемся. Размывается граница между привычным сознательным мировосприятием и ставшими бессознательными картинами прошлого. В таком состоянии даже малейшее раздражение извне способно вызвать выплеск в осознавание негативной памяти. Это будет равносильно мгновенному выходу из медитации, причем вернуться в нее не будет получаться довольно долго. Нас может фактически отбросить в прошлое, и пока мы не переработаем весь выплеснувшийся негативный импульс в нормальном бодрствующем состоянии, путь в медитацию для нас будет закрыт [11]. Более того, если такие прерывания будут возникать повторно, то на медитации можно будет вообще поставить крест - мы просто будем не в состоянии расслабиться.

Поэтому, сделайте так, чтобы вы могли уединиться на время медитации, и чтобы вас никто не потревожил. Договоритесь с родственниками, отключите телефон, закройте дверь на защелку. Если есть посторонние звуки, то объясните себе [12], что они являются хорошим фоном для еще большего расслабления. Если же ваши родственники или друзья встали на тропу войны и решили во что бы то ни стало вас достать, то прежде всего помиритесь с ними - все равно в агрессивных условиях медитировать не получится.

Нежелательно медитировать программу Сидхи вдвоем К оглавлению

Ряд медитирующих пар заметили, что их совместная медитация проходит хуже, чем, когда они медитируют сами по себе. Расслабиться в полной мере не получается, состояние оказывается поверхностным, одолевает большое количество мыслей и т.п. Это касается в меньшей степени техники ТМ и в большей степени программы "Сидхи". С увеличением числа людей этот феномен пропадает. Уже в группе из трех человек можно медитировать, как если бы мы были в одиночестве, а группа из четырех человек способна дать серьезный толчок нашей практике.

Всвязи с вышесказанным, мы рекомендуем парам дома медитировать раздельно. Просто распределите по возможности время так, чтобы вам не надо было медитировать вместе. Однако учтите - это всего лишь экспериментальные наблюдения, и поэтому не стоит относиться к данной рекомендации как абсолютной догме.

Не нужно на начальных этапах пытаться кого бы то ни было мотивировать начать медитацию. К оглавлению

Во первых, это не этично. Вы еще сами недостаточно представляете, во что ввязались. Это уместно делать только тогда, когда у вас за плечами по крайней мере пара лет практики. Но, даже в этом случае, вам предстоит оценить, а полезна ли будет медитация данному конкретному человеку. Он ведь может и сломаться. Можно сказать точно, людей с серьезными психическими отклонениями лучше в медитацию не втягивать. Ну разве что, если их будут держать до полного просветления в комнате без мебели и с обитыми войлоком стенами.

Кроме этого надо учитывать, что ваше положение новичка довольно уязвимо. Что у вас есть кроме рекламы метода? Ничего! А у ваших родственников и друзей есть масса страшилок, вычитанных из газет и найденых в интернете, которые они смогут подать вам так, что даже те крохи мотивации, которые у вас еще остались, рассеются как привидение в лучах восходящего солнца. Лучше подождите, пока у вас не появится собственный опыт. Тогда, даже если ваш оппонент приведет самые "умные" доводы, вы легко сможете отделить правду от лжи.

Не нужно сразу бросаться перестраивать всю свою жизнь (увольнятся с работы, разводится и т.п.) К оглавлению

На что вы собрались ее перестраивать? Уж не собрались ли вы жить чужим умом? Уже ли пары занятий вам оказалось достаточно, чтобы точно понять свои глубинные внутренние потребности? Я лично сильно в этом сомневаюсь. Запомните - менять жизнь надо тогда и только тогда, когда по-старому вы жить уже не можете. Не следуйте за модой или за авторитетом. Ни один по-настоящему здравый человек не потребует от вас полной перестройки жизни в короткий промежуток времени. "Растите как цветок - бессознательно, с горячим желанием раскрыться солнцу". В конце концов, вы же не знаете, может быть через месяц вы решите бросить медитировать.

Ключевые моменты: К оглавлению

  1. Цель медитации - не в том, чтобы получить кайф, или отдохнуть, хотя и то и другое чаще всего присутствует. Ценность выполнения практики не уменьшится, если их не будет[13]. Техника предназначена для того, чтобы перевести человека и поддерживать в состояние, когда ему хорошо видны протекающие в его психике процессы. В самом деле, главной проблемой самонаблюдения является то, что, столкнувшись с ощущением, мыслью или чувством, человек легко увлекается ими, начинает их развивать, планировать и суетиться. Практика построена так, чтобы снова и снова выводить человека из этого отождествления в состояние независимого наблюдателя[14]. И это единственное, что она должна делать - возвращать. Даже понимание себя должно прийти само собой, без специальных усилий с нашей стороны - просто как побочный эффект практики возвращения себя в состояние равнозаинтересованного наблюдателя.
  2. Дисциплина - нужно с самого начала выработать у себя привычку к практике, иначе, когда начнут вылезать внутренние конфликты, то сил и на их преодоление, и на самодисциплину может не хватить. С другой стороны, слишком рьяное начало может стимулировать быстрое проявление конфликтов, с которыми вы пока справится не в состоянии.
  3. Дисциплина не должна переходить в самоистязание. Прилагайте только минимум услилий, и только на то, чтобы осознать, что вы опять отождествились с потоком мыслей. После этого, максимально естественно переключайте мышление опять на мантру, как если бы вы просто стали думать о другом.
  4. Садясь медитировать "затворитесь один в комнате". При этом имеется ввиду, не только и не столько физическое одиночество, сколько внутреннее уединение. Сядьте, закройте глаза, и "пошлите" подальше [15] на время практики все свои дела и всех людей, с которыми вы сегодня общались, или собираетесь общаться в будущем. Поверьте, ничто не приносит медитации столько вреда, сколько нескончаемые диалоги, которые вы ведете с воображаемыми и вспоминаемыми персонажами[16].
  5. Общайтесь с другими людьми, особенно с более опытными, задавайте вопросы. Это даст вам возможность узнать, что ваши проблемы не уникальны, и что другие люди уже научились их решать. Это придаст уверенность, и позволит сэкономить силы.
  6. Читайте хорошие, вдохновляющие, оживляющие, простраивающие психику книги. В библиотеке этого сайта вы можете найти несколько таких. Подобного рода чтение является очень важным. Без него вы будете развиваться хаотически, взависимости от того, как ведут себя окружающие, и как складываются внешние обстоятельства. А книги могут задать основной тон вашей жизни.

Камни на пути: К оглавлению

Название в ХристианствеПринцип в БуддизмеПринцип в ЙогеПояснение
УбийствоНасилиеПричинение вредаНасилие надо понимать в широком смысле, как привычку прикладывать силу всякий раз, когда события идут не так, как мы хотим. Вместо того, чтобы быть более внимательным, и искать новые пути, мы, следуя на поводу у своей умственной лени, просто "продавливаем" события.
ТщеславиеЛожьЛожьЭто наша склонность действовать так, чтобы понравиться другим людям. Отсюда возникает ложь, рожденная страхом остаться нелюбимыми и одинокими: наше неискреннее поведение (мы хотим казаться не такими, какими являемся на самом деле, а лучше и привлекательнее). Мы ведем себя как флюгер, который крутится в сторону чужих мнений. Поэтому в нашей жизни постоянно хаос от переменчивой погоды мира.
СеребролюбиеСтяжание вещейСтяжание вещейМы накапливаем вещи, так как боимся, что без них не выживем. Но на самом деле, есть очень мало вещей, без которых нельзя обойтись. Способность осознать свои истинные потребности и отказаться от навязанных, дает необычайную внутреннюю свободу.
СластолюбиеСтяжание удовольствияИзлишествоВ современном мире это выразилось в потребительстве. Складывается впечатление, что человек живет только для того, чтобы потреблять, потреблять и потреблять. Это желание, которое нельзя полностью удовлетворить, ибо оно является пропастью без дна. Потому оно, как правило, легко и полностью сжирает человека.
ГордыняУверенность в своем знанииЭто довольно интересная смесь насилия и тщеславия. Такой человек уверен в том, что его опыт в одной или нескольких областях жизни достаточен, чтобы теперь полагаться только на свое мнение. Сделав такой шаг, человек уже не может в этих областях ничему научиться. А это весьма жаль, ибо можно сказать с уверенностью, что он ошибается. Правда объяснить ему уже ничего невозможно - он становится глух к критике, и в своих ошибках обвиняет окружающих, события - все что угодно, но не себя. Чтобы не попасть в эту ловушку, возьмите за доказанное, что нет такой области жизни, где вы бы были "достаточно" компетентны, и будьте всегда готовы к новым открытиям.
Употребление опьяняющих сознание веществЕсли мы начинаем видеть неприятное в себе и в мире, то нам становится дискомфортно. Конечно, проще всего залить это водкой и благополучно забыть. Такое поведение сродни закапыванию страусом головы в песок. От того что вы затолкаете занозу поглубже, чтобы ее не было видно, нарыв не проходит - просто он загоняется вглубь. Непонятно что хуже.



В.А.Б.

Дата последнего изменения: 19 февраля 2005.


[1]Опять же обратите внимание, что истинные верующие не применяют слово "Бог" в суе.
[2]последнее, в особо запущенных случаях
[3]Звонок по телефону, выключение утюга и т.п.
[4]1-5 минут, желательно не больше
[5]Вспомнить событие - это отдельная и довольно большая работа
[6]Вспомним евангельскую притчу о семи злых духах
[7]Если только они организованы не ради выкачивания денег
[8]Своего рода непрекращающийся телепатический контакт
[9]Вам, а не "гуру", не общественному мнению или мнению ваших родственников и друзей
[10]Ни в коем случае их не надо их культивировать, только, если они сами настойчиво прутся, как лось через бурелом
[11]Эти воспоминания прошлых событий начинают перживаться так, как будто все происходит прямо сейчас. Попытки медтировать могут еще больше усилить это переживание. Однако импульс таких переживаний не бесконечен (хотя может быть довольно силен). По прошествии нескольких дней/недель/месяцев он сам разрядится, и мы опять вернемся в наше нормальное состояние. Таких вещей не надо бояться, но и провоцировать не стоит.
[12]Иногда это называется: "дать установку". Что-то вроде: "Все внешние звуки углубляют медитацию, расслабляя все полнее и глубже". Не важно, верите ли вы в то, что говорите, в этот момент - главное, что вы хотите, чтобы это было правдой. Бессознательное возьмет весь труд по приведении мечты в реальность на себя.
[13]Время от времени так и случается
[14]Однако не стоит отходить от правила: "во время медитации - думай мантру" и думать о прочитанном тексте. Во время медитации он является таким же объектом для отождествления, как и другие бытовые мысли.
[15]Хотя и непреклонно, но все же, желательно, без грубости и с доброжелательностью
[16]Здесь, как и везде в медитации, не нужна борьба, нужно лишь разрешить себе временно не заниматься "важными" делами
 <<Ранее   
 
 Далее>> 


[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz