Семь Врат

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Книга золотых правил

 <<Ранее   
 

 

Книга золотых правил

Обнародовано Еленой Петровной Блаватской

 

Семь Врат

 

“Учитель110, выбор сделан. Я жажду Мудрости. Ты разорвал покров, скрывавший “Тайную Стезю”, ты передал мне высшее Учение111. Слуга твой готов следовать за тобой”.

Да будет по твоему желанию Shrâvaka112. Будь готов, ибо дальнейший путь ты должен совершить один. Путь един для всех, но средства для достижения цели различны для каждого странника.

На которые падет твой выбор, о сердце, не знающее страха? Изберешь ли ты “Совершенное Созерцание”113 о четырех степенях, или направишь свой путь через светлые Добродетели114, числом шесть, через благородные двери, ведущие к Духовности (Bodhi) и к Совершенному Знанию (Pragnyâ) — седьмой ступени Мудрости?

Суровый путь четырех ступеней “Созерцания” вьется в гору. Трижды велик тот, кто поднимется на крутую вершину.

К высотам светлых Добродетелей ведущая тропа еще круче. Ты должен проложить свой путь через семь врат, семь твердынь, охраняемых жестокими и коварными силами — воплощеньями страстей.

Мужайся, ученик, и помни золотое правило. Раз ты прошел врата Srotâpatti115 “вступившего в поток” и стопами своими коснулся ложа Нирваны, в грядущем ожидают тебя лишь семь воплощений, о ты, чья душа тверда как алмаз.

Взирай. Что видят твои очи, о ищущий Богоподобной Мудрости?

“Покров мрака расстилается над глубинами материи. В его изгибах я борюсь. Перед очами моими мрак сгущается, Господи... он разгоняется по мановению Десницы Твоей. Тень движется, изгибаясь подобно выползающей змее... Она растет, ширится, и — тонет во мраке”.

То тень от твоего личного я вне Пути, отбрасываемая на темноту твоих грехов.

“Истинно, Господи; я вижу Путь; начало его погружено в тину нечистую, вершина — теряется в светозарном сиянии Нирваны; и я вижу все суживающиеся Врата на трудной и тернистой тропе, ведущей к Богопознанию”.

Ты верно видишь, ученик. Врата те приведут тебя через воды потока на “другой берег”116. Каждые врата обладают золотым ключом, открывающим двери. Запоминай их названия:

1. Dâna. Ключ милосердия и любви бессмертной.

2. Shila Ключ гармонии между словом и делом, уравновешивающий причину и последствие, дабы уничтожились все поводы к действию Кармы117.

3. Kshânti. Кроткое терпение, ничем не возмутимое.

4. Vairâgya. Равнодушие к наслаждению и страданию, иллюзия побежденная и лишь одна Истина зримая.

5. Virya. Непобедимая энергия, пробивающая дорогу из омута лжи земной к небесной Истине.

6. Dhyâna. Золотая дверь ее, раз отверзтая, ведет Безгрешного в царство Абсолютного118 и к его непрестанному созерцанию.

7. Pragnyâ, ключ к которой приведет человека к Богоподобию, создавая из него Бодхисаттву, сына Светозарных119.

Таковы золотые ключи, отмыкающие Врата.

Раньше чем ты приблизишься к последнему входу, о созидающий ткань своего освобождения, должен ты, следуя по суровому Пути, овладеть совершенством высоких Добродетелей, число которых — шесть и десять.

Ибо прежде чем ты станешь достоин встретить Учителя своего лицом к лицу, от света к свету, вспомни, ученик, что было тебе заповедано?

Что не сможешь ты приблизиться к первому входу, пока не научишься отделять тело свое от души, разгонять тень и жить в Вечном. Ради этого должен ты дышать и жить во всем, как все, познаваемое тобой, дышит в тебе; чувствовать себя пребывающим во всем сущем и все сущее пребывающим в Едином Я.

И не должен ты дозволять своим чувствам делать ристалище из ума твоего.

Ты не должен отделять свое бытие от единого Бытия и от всего сущего, но — слить Океан с каплей и каплю слить с Океаном.

Так достигнешь ты и полного созвучия со всем, что живет и дышит, и такой силы любви к людям, как если бы они были твои братья, ученики единого Учителя, сыны одной нежной матери.

Наставников много; Учитель лишь один — Мировая душа120. Живи в едином Учителе, как Его луч живет в тебе. Живи в ближних твоих, как они живут в Нем.

Перед вступлением на порог Пути, двойственность твоя должна перейти в единство, твое личное должно быть пожертвовано безличному, и разрушено звено, связующее высшее с низшим121

Будь готов держать ответ, когда предстанешь перед Долгом (Dharma) суровым законом, голос которого вопрошает ученика, делающего первый вступительный шаг:

Согласовал ли ты себя со всеми правилами, о сердце, исполненное высокой надежды?

Привел ли ты в созвучие свою душу с великой Душой человечества? Ибо, как в гремящем голосе священной реки всей природы звуки находят свой отклик122, так и сердце “вступившего в поток” должно дрожать в ответ на каждый вздох и помысел всего, что живет и дышит”.

Учеников можно уподобить чутким струнам Vinâ; человечество — ее резонатору: руку, пробегающую по струнам, гармоническому дыханию Великой Мировой Души. Струна, неспособная отзываться под перстами учителя нежной гармонией на звуки остальных струн, порывается и отбрасывается прочь. Таково должно быть единение между учениками — Шравака. Их мысли должны звучать в гармонии с мыслью Учителя, согласованной с Мировой Душой, или — быть отброшены прочь.

Согласовал ли ты, ищущий света, свое бытие с великим бедствием человечества?

Если согласовал... Вход открыт перед тобой. Но прежде чем ты вступишь на одинокий Путь Скорби, хорошо тебе узнать все опасности его.

Вооруженный ключом милосердия, любви и нежного сострадания, ты в безопасности перед входом в первые Врата Пути (Dâna).

Взирай, о счастливый странник! Врата перед тобой просторны и высоки, и вход в них представляется доступным легко. Дорога, к ним ведущая, пряма и ровна и зеленеет травой. Словно солнцем залитая поляна в глубине темного леса, словно отражение райского жилища Господа. Там птицы в блистающем оперении и соловьи надежды распевают в зеленых чащах, предвещая успех для бесстрашного путника. Они воспевают пять совершенств Бодхисаттвы123, пять источников силы Духовного Ведения (Bodhi) и семь ступеней Познания.

Проходи! ибо ты владеешь ключом: ты в безопасности.

И ко вторым Вратам дорога зеленеет, но она крута и вьется вверх до каменистой вершины горы. Седые туманы нависнут на суровые и скалистые высоты, и вне Пути все погрузится в мрак. Чем далее подвигается странник, тем слабее звучит в его сердце песнь надежды. Дрожь сомнения проникает в него, его поступь становится все более неуверенной.

Берегись, о ищущий! Бойся страха, который подобно черным и беззвучным крыльям полуночного упыря встанет между светом твоей души и великой целью, мерцающей вдали.

Страх убивает волю и останавливает деятельность. Если не владеет странник вторым ключом, гармонией между мыслью и делом, он потеряет устойчивость и ноги его будут изранены об острые камни скалистой тропы124.

Да будет тверда твоя поступь, о ищущий! В водах “кроткого терпения” омой душу свою, ибо ныне приближаешься ты к Вратам Kshanti, к двери благородной силы и терпения.

Не закрывай очей твоих, не отводи взора от талисмана Dorje125; стрелы Mâra попадают неуклонно в человека, не достигшего бесстрастия к миру, к обольщениям и страданиям его (Vairâgya).

Да будет бестрепетно сердце твое. Под дыханием страха ключ Kshânti покрывается ржавчиной и не отпереть ему желанную дверь.

Чем далее ты подвигаешься, тем опаснее становится твое движение вперед. Стезя, ведущая вверх, озаряется единым светом — огнем дерзновения, горящим в сердце твоем. Чем более будешь дерзать, тем более получишь. Чем сильнее будет твой страх, тем бледнее станет тот свет — а он один озаряет Путь до конца. Ибо как последний луч солнца, медленно угасающий на вершине высокой горы, сопровождается глубоким мраком, так и свет сердца. Лишь только угаснет он, темная и грозная тень ниспадет из твоего собственного сердца на Путь и в ужасе пригвоздит тебя к месту.

Бойся, ученик, мертвящей той тени. Свет, исходящий от Духа, не разгонит мрака души, если не исчезли из него все себялюбивые помыслы, если странник не может сказать: “я отрекся от преходящей формы; я разрушил причину и отныне тени, отбрасываемые ее последствиями, не подлежат более возникновению”126. Ибо настала последняя великая битва, конечная борьба между высшим и низшим я. Гляди, самое поле битвы поглощено великой борьбой, и — нет его более.

Но — лишь миновал ты Врата “кроткого Терпения”, знай, что третий шаг совершен. Твое тело стало рабом твоим. Готовься отныне вступить в четвертые Врата, за которыми ожидают тебя соблазны, обольщающие внутреннего человека.

Но прежде чем рука твоя поднимет затвор четвертых Врат, ты должен овладеть изменчивой игрой своего ума, победить полчища мыслей-ощущений своих, которые — непрошенные коварно и незаметно проникают в святилище души твоей.

Если не желаешь пасть в борьбе с ними, ты должен обезвредить собственные создания свои, порождения мыслей своих, невидимые и не осязаемые вихри которых вьются вокруг рода человечьего. Те вихри — наследие человека и тленной природы его Ты должен изучить пустоту кажущейся полноты и полноту кажущейся пустоты. Гляди глубоко в родник собственного сердца и отвечай знаешь ты свои собственные силы, о ты, бесстрашный искатель истины, познавшей тщету обманчивых теней?

Если не знаешь — ты погиб.

Ибо на четвертой Стезе самое легкое дуновение страстей или желаний заставит колебаться тихий свет на белом ковчеге души твоей. Малейшая волна сожаления или тоски по обманчивым дарам иллюзии (Mâyâ), смущающая земной разум твой — связующее звено между духом и временной личностью твоей — проводник ощущений, возбуждающих эгоизм127, каждая мысль, столь же мимолетная, как блистание молнии, лишит тебя всех трех наград, которые заслужены тобой: ибо ВЕЧНОЕ не знает перемен

“Покинь безвозвратно восемь жестоких бедствий128; если не покинешь их, не достигнуть тебе Мудрости и не достигнуть Освобождения” Так поведал великий Владыка Совершенства (Tathâgata), “тот, который следовал по стопам своих предшественников”.

Сурова и непреклонна добродетель четвертой ступени (Vairâgya). Если пожелаешь овладеть ее стезею, ты должен охранять свободу твоего ума и восприятия от убивающего действия.

Ты должен насквозь проникнуться чистой сущностью Мировой Души (Âlaya), стать единым с Душою Мыслью природы. В единении с нею ты — непобедим; обособившись — ты станешь игралищем “относительной истины”129, источника всех заблуждений мира сего.

Все в человеке преходяще, исключая чистой и светлой сущности Мировой Души. Человек — кристальный луч ее; луч света непорочного — внутри, оболочка из праха — снаружи. Тот луч — твой Путеводитель по полям бытия и твое истинное Я, твой Страж и безмолвный Мыслитель, Жертва твоего низшего я. Душа твоя может пострадать лишь через заблуждающееся тело твое; управляй и владей обоими и ты невредимо приблизишься к “Вратам Равновесия”.

Да не будет страха в тебе, дерзающем перейти на “тот берег”! Не внимай нашептываниям сонмища Mâra; отгони искусителей, злых призраков, ревнивых духов130, витающих в беспредельном пространстве.

Мужайся! Ныне приближаешься ты к среднему входу, к Вратам Скорби с их неисчислимыми опасностями.

Овладей своими помыслами, если желаешь переступить порог, о стремящийся к совершенству!

Подчини своей воле душу свою, если желаешь достигнуть цели, о ищущий нетленной истины!

Сосредоточь взор души на Едином Непорочном Свете, в котором нет пристрастия, и — пользуйся золотым ключом твоим.

Тяжелая задача исполнена, твой труд приближается к концу. Широкая бездна, разверзшаяся, дабы поглотить тебя, почти соединена.

Отныне ты миновал ров, кольцом окружающий вход в обитель страстей человеческих. Ты победил властелина Mâra и его яростные полчища.

Ты освободил сердце свое от скверны, ты источил из него все нечистые желания. Но тебе предстоит увенчать свою победу, о славный Воин. Воздвигай выше оплот, дабы оградил он “Святой Остров”131, строй прочно плотину, которая защитит твой ум от гордости и самодовления при виде совершенного великого подвига.

Горделивое чувство может запятнать твой подвиг. Да, воздвигай свой оплот нерушимо, дабы яростный напор бушующих волн, которые рвутся и вздымаются на него, устремляясь из великого океана Майи — не смог поглотить странника вместе с “Островом” даже и тогда, когда победа уже одержана.

“Остров” твой подобен оленю, твои мысли подобны неугомимой своре, которая изнуряет и преследует бегущего к источнику жизни. Горе оленю, если догонят его воющие враги ранее, чем достигнет он Долины Спасения, именуемой “Стезею Чистого Знания”132.

Прежде чем ты проникнешь в ее твердыню и назовешь ее своей, твоя душа должна стать подобна спелому плоду манго:

к чужим страданиям столь же мягкой и нежной, как его прозрачно золотистая мякоть, и столь же твердой к своим собственным скорбям, как тверда его каменистая сердцевина.

Закали свою душу против обольщений своей самости; заслужи для нее наименование “Алмазной Души”133.

Ибо как алмаз, погребенный в глубоких недрах земли, не может отражать земные огни, да будет так же и с умом, и с душою твоей; погруженные в глубины “Истинного Познания”, они не должны отражать призрачного царства Майи.

И тогда распахнутся перед тобой настежь Двери входа, дабы пропустить тебя, и самые могучие силы природы не в силах будут остановить твое движение. И станешь ты властелином над семью ступенями Пути: но не ранее, о добивающийся невыразимых испытаний.

До тех пор ожидает тебя задача еще более трудная: ты должен чувствовать себя Всеобщей Мыслью и в то же время изгнать все мысли из своей души.

Ты должен достигнуть такой сосредоточенности ума, когда никакой вихрь, даже самый сильный, не в состоянии вдохнуть в тебя земного помысла. В очищенном святилище не должно быть ни действия, ни звука, ни света земного; как мотылек, застигнутый морозом, падает бездыханный на пороге,—так всякая земная мысль должна пасть мертвой перед дверями храма.

Ибо в Писании сказано:

“Дабы золотое пламя могло гореть ровным светом, лампада должна стоять в защищенном месте, недоступном для дуновения ветров”134. Предоставленная изменчивым дуновениям, светильня заколеблется, и трепетное пламя отбросит обманчивые, темные и вечно меняющиеся тени на белый ковчег души твоей.

И тогда мысль-душа твоя уподобится обезумевшему слону, который беснуется в чащах джунглей. Принимая лесные деревья за живых врагов, он погибает в напрасных усилиях уничтожить блуждающие тени, которые, в изменчивой игре, сменяют одна другую на солнцем освещенных скалах.

Берегись, дабы в заботе о своем я душа твоя не потеряла равновесия на почве Божественного Знания.

Берегись, дабы в забвении высшего Я душа твоя не утратила власти над трепетных умом своим и не лишилась заслуженных побед своих.

Берегись перемены! Ибо перемена — твой великий враг. Она может сразить тебя, свергнув с Пути и погрузив в глубокую тину сомнений.

Приготовь себя и внимай предупреждению. Если ты пытался и не одолел, о отважный боец, не теряй мужества: продолжай битву и возобновляй нападение снова и снова.

Бесстрашный воин не сдается, и хотя бы сочилась горячая кровь из зияющих ран его, он снова бросается на врага, изгоняет его из крепости и лишь когда победит, испускает дух свой. Действуйте же и вы все, не победившие и страдающие, действуйте подобно ему; из крепости души своей изгоните всех врагов своих: честолюбие, гнев, ненависть, до последней тени личного желания — даже если и не одержана победа вами.

Помни ты, бодрящийся за освобождение человека135: каждая неудача есть успех, и каждая искренняя попытка принесет плоды в грядущем. То — священные ростки, пускающие невидимо побеги в душе ученика; стебли их крепнут при каждом новом испытании, они гнутся подобно трости колеблемой ветром, но сломиться или погибнуть — не могут вовек. А когда час пробьет — они зацветут136.

Но если пришел ты с душою готовой — не будет у страха власти над тобой.

Отныне открыт для тебя путь через Врата Духовной Силы (Vîrya), пятые из Семи Врат. Ты на стезе, ведущей к Пристани Непрестанного Созерцания (Dhyâna), шестой по счету, к Вратам Духовного Прозрения (Bodhi Portal).

Те Врата подобны алебастровому сосуду, белому и прозрачному; внутри горит тихий золотой огонь, пламя Совершенного Знания (Pragnyâ); излучает его Atmâ.

Ты — тот сосуд.

Ты отрекся от чувственного мира, ты странствовал по “Стезе зрения” и по “Стезе слуха”137 и ты стоишь в свете Познания. Отныне ты достиг состояния совершенного безразличия к наслаждению и страданию138.

О, Безгрешный139, ты спасен.

Знай, Победитель греха, раз “вступивший в поток”, перешел седьмую Стезю, вся природа проникается священным трепетом и чувствует себя покоренной. Серебристая звезда мерцает про то полуночным цветам; ручей журчит благую весть, струясь по камням; темные волны океана разносят ее с громовым шумом по прибрежным скалам; напоенные ароматом ветерки поют ее в долинах и величавые сосны таинственно шепчут: “Восстал, восстал, Владыка Дня”140.

И стоит он отныне подобный белоснежной колонне на закате; восходящее Светило предвечной Мысли изливает на его Лик первые светозарные волны свои; его Разум, подобно успокоенному могучему океану, расстилается в безбрежном пространстве. Он держит жизнь и смерть в сильной Деснице своей.

Воистину он могуч. Живая сила, освободившаяся в нем, та сила, которая и есть Он Сам, в состоянии поднять скинию иллюзий высоко над Богами, над великим Брамой и Индрой. Ныне он наверно достигнет великого воздаяния!

Но... захочет ли он воспользоваться дарами того воздания, заслуженными сокровищами и славой для своего собственного покоя и блаженства,— он, Победитель великой иллюзии?

Да не будет того! Если захочешь ты, о стремящийся проникнуть в тайны природы, следовать по стопам Совершенного, знай, что те дары и силы не для личного я.

Пожелаешь ли ты задержать стремление вод, рожденных на вершине святой горы Меру141? Захочешь ли ты направить их течение для личной своей пользы или же вернуть их к Первоисточнику?

Если пожелаешь, чтобы поток дорого добытого знания в небесах рожденной Мудрости, сохранялся водою целебной и живой, не допускай его превращаться в стоячие воды.

И если хочешь ты стать сотрудником Всевышнего, ты должен — подобно близнецам Бодхисаттва — изливать твой свет на протяжении всех трех миров142.

Знай, что поток сверхчеловеческого знания и небесной Мудрости, тобою завоеванный, должен через тебя — ставшего проводником Мировой Души — изливаться в иное ложе.

Знай, о Праведник Тайной Стези, его чистыми и освежающими струями должен ты утолить горечь вздымающегося океана, того могучего моря скорбей, которое возникло из слез человеческих.

Увы! раз ты стал подобен неподвижной звезде в высоких небесах, то сияющее светило должно светить из глубины пространств для всех, исключая себя, давать свет всем, но не брать ни от кого.

Увы! раз уподобился ты чистому снегу горных долин, холодному и застывшему на поверхности, но хранящему и греющему семена, которые спокойно дремлют под его защитой, тот снег должен принять на себя и леденящий холод морозов и жгучий напор северных ветров, прикрывая собою от их мертвящего дыхания земную грудь... ибо в груди той покоится обещанная жатва, та жатва, которая напитает голодного.

Обрекший себя жить на протяжении грядущих Времен, не знающий благодарности и неведомый людям; как камень, пребывающий среди других бесчисленных камней, из которых возникла “Стена Охранителей”143, таков твой будущий удел, если перейдешь ты седьмые Врата. Построенные руками многих Учителей Сострадания, возведенная их муками, скрепленная их кровью стена та защищает человечество с тех пор, как человек стал человеком, ограждая его от дальнейших и еще более тяжких скорбей.

И все же человек не видит ее, не хочет признать ее и не желает он внимать глаголу Мудрости... ибо Мудрость не ведома ему.

Но ты, Душа которого сильна и безгрешна, ты слышал, ты все познал и ты должен избрать. И посему внимай еще раз.

На Пути “Созерцания” ты в безопасности Воистину на той стезе, где кроме темноты ничто не встречает усталого странника, где истерзанные терниями руки источают кровь, и стопы изрезают острыми кремнями, куда могучий соблазнитель Mâra направляет свое жесточайшее орудие — там великое воздаяние обретается немедленно.

Бесстрастно и спокойно соскользнет Странник в поток, ведущий к Нирване. Ибо ведомо ему, что чем более истекут кровью его стопы, тем более будет сам он омыт. Он знает твердо, что после семи коротких и быстротечных воплощений Нирвана будет его уделом...

Таков путь “Созерцания”, верная пристань Йога, благословенная цель, которой жаждет “вступивший в поток”.

Но — да свершится иное, если овладеет он Путем Aryahata144.

На том пути любовь к миру сему разрушается без возврата, воля к жизни145 вырывается с корнем навсегда. Но... остановись, ученик... Еще одно слово. Можешь ли ты вырвать из сердца своего божественное сострадание? Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.

Чем более ты сольешься с ним, растворив свое бытие в Едином Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в совершенное сострадание146.

Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.

Ведом ли тебе тайный смысл священных свитков, по которому ты произносишь:

“Ом! Верую, что не все Архаты получают сладостное воздаяние Нирваны”.

“Ом! Верую, что не все Будды147 вступают в Нирванадарму”.

Истинно. На Пути Ârya ты более не “вступивший в поток”, ты —“отрекшийся”148, Поток перейден. Воистину ты получил право на облачение Dharmakâya; но Sambhogakâya более велик нежели достигший Нирваны и еще более велик Nirmânakâya — Будда Сострадания149.

Преклони же главу свою и внимай всеми силами, о, Бодхисаттва... Сострадание говорит: “Может ли быть блаженство, пока все, что живет, обречено страданию? Согласишься ли ты спастись и слышать, как стонет весь мир?”

Отныне ты внял.

Ты достигнешь седьмого порога, ты перейдешь Врата конечного Познания, но лишь для того, чтобы приобщиться страданию, если хочешь быть Совершенным, “ступать по следам предшественника”, пребывать бескорыстным до бесконечного конца.

Ты просвещен — избери свой путь.

Взирай на нежное сияние, заливающее восточный небосклон... В хвалебном гимне слились земля и небо. От четырежды проявленных сил возносятся песнопения любви: и от пылающего Огня, и от струящейся Воды, и от благовонной Земли и от стремительного Ветра.

Внимай!.. из глубины неисповедимого вихря золотого света, в волнах которого купается Победитель, всей природы тысячеустный голос вздымается в бесчисленных звуках дабы возвестить:

Радость вам, о сыны скорбной земли150! Возвратился назад “с того берега” Странник. Родился новый Архат151.

МИР ВСЕМУ СУЩЕМУ152.

Примечания

110 Upâdhyâya—духовный наставник. Гуру. Северные Буддисты избирают такого наставника среди достигших святости, „Narjol", Учителей тайной Мудрости.

111 Yana — колесница; Mâhayâna — большая колесница и Hînayâna, малая колесница, название двух философски-религиозных школ северного Буддизма.

112 Shrâvaka —первая ступень ученичества в эзотерической или тайной школе; на этой ступени ученик слушает духовные учения (от корня Shru). На второй ступени, когда учение переходит из теории к упражнениям, ученик становится Shramana, упражняющийся (от Shrama — действие). Обе ступени соответствуют первым двум классам Пифагорейской школы, которая подготовляла учеников к посвящению в древние Мистерии, axovoTi/oi и аохт] ш.

113 Dhyâna по-санскритски, или Samtan по-тибетски, состояние медитации или погружение души в объекты духовного мира. Dhyâna имеет четыре ступени.

114 Pâramitâs см. примечение 89.

115 Srotâpatti или “вступивший в поток”, который ведет в Нирвану. Srotâpatti — первая ступень Пути. Вторая носит название Sakridàgàmin, “имеющий родиться еще лишь однажды”. Третья ступень называется Anâgâmin “не подлежащий более воплощению”, разве если он сам пожелает того, чтобы иметь возможность помогать непросветленному человечеству. Четвертая ступень Пути, самая высокая, ступень Архата. Архат уже при жизни приобщен к полноте бытия Нирваны. Для него уже не существует посмертного состояния: оно заменяется Samâdhi (духовный экстаз), в течение которого он испытывает все блаженство Нирваны.

116 “Достигнуть берега” означает у северных Буддистов достигнуть Нирваны путем осуществления Pâramitâs (см. примечение 89).

117 Карма вызывается последствиями тех действий человека, которыми нарушается мировая гармония; для восстановления нарушенной гармонии или справедливости, что одно и тоже, необходима новая деятельность. Человек, не желающий создавать новую Карму, не должен нарушать справедливость, для чего необходимо соблюдать в своей жизни правду, как внешнюю, так и внутреннюю. Прим. перев.

118 Sat.

119 Dhyânis.

120 Мировая Душа, Âlaya или Âtmâ, центр духовной энергии, каждый ее луч составляет высшую суть человеческой души, отсюда — уверенность, что человек может отождествляться с Мировой Душой и слиться с Ней.

121 Antahkarana — звено, соединяющее земную личность человека и его бессмертную душу; соответствует малому разуму; последний, как временная передаточная инстанция между физическим миром и духовным, разрушается после смерти, и только та его часть, которая связана с страстями, сохраняется — до угашения страстей — в чистилище в астральной форме Kamarúpa — скорлупа. Эти Kamarúpa могут овладевать медиумами и таким образом входит в сношения с земным миром. (Прим. перев.).

122 Северные Буддисты и Китайцы находят в глубоком гуле великих рек основную ноту природы. Как в физической науке, так и в оккультизме признается фактом, что совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме качаемых ветром древесных вершин большого леса, также и в гуле большого города, доносящегося из отдаления,— имеет определенную основную ноту. На это указывалось и физиками, и музыкантами. Так, профессор Райс (Chinese Music) указывает, что Китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего времени; они утверждали, что шум реки Хоан-хэ дает ноту kung, именуемую “великой нотой” в китайской музыке. Проф. Райс утверждает, что эта нота соответствует ноте фа, “в которой современные физики усматривают основной тон природы”. Проф. Силлиман в своей книге „Principles of Physics" также упоминает об этом и выводит, что “эта нота соответствует среднему fa фортепиано и может быть рассматриваема как основная нота природы”.

123 Пять духовных совершенств, которыми должен овладеть Бодхисаттва: вера, энергия, бдительность души, сосредоточение ума. достижение мудрости. Прим. перев.

124 “Острые камни скалистой тропы” означают действие Кармы, которое с удесятеренной силой проявляется на “Пути”, так как “Путь” есть не что иное, как сильно ускоренная эволюция человека, следовательно и быстрое переживание ранее созданной Кармы, которая — при обыкновенных условиях душевного развития — растянулась бы на много существовании. Глубокая искренность, соблюдение полной правды в мыслях, чувствах и поступках, необходимы для движения по “узкому пути”, иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого основного закона Духа немедленно отражается на жизни ученика. Прим. перев.

125 Dorje (палийское) или Vajra (санскритское название) — орудие в руках божественных сущностей (тибетские Dragshed, девы или ангелы охранители людей), которому приписывают такую же оккультную силу для отражения злых влияний, какой в химии обладает озон для очищения воздуха. В то же время это и Mudrâ, жест и поза, применяемые в медитации. Короче, это — символ власти над невидимыми дурными влияниями, проявляется ли она в виде телодвижения или иным способом. Bhons и Dugpas, и другие секты “Красных шапок” (Redcaps), обитающие западный и малый Тибет, славящиеся своим искусством в чародействе, присвоили себе этот символ и злоупотребляют им в целях черной магии. “У желтых шапок” или Gelugpas этот символ употребляется как знак духовной силы, так же как крест у христиан, тогда как у Bhons он является знаком колдовства, так же как и опрокинутый двойной треугольник.

126 “Причина” — эгоистическое желание, создающее Карму человека, “тени, отбрасываемые ее последствиями” — действие Кармы. Прим. перев.

127 “Связующее звено” — Antahkarana, см. прим. 120. “Проводник возбуждающих эгоизм ощущений” — Ahankara, чувство личности, самости.

128 В эзотерических учениях Буддизма эти “восемь бедствий”, иначе — оковы, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно к временному, преходящему, носят названия: a) Kamarâga. Желание чувственных наслаждений, рабство у своих страстей, b) Paligha. Отвращение ко всему, что заключено в некрасивые формы. с) Mâna Закоснелость в личной гордости и невежестве. d) Ditthi. Заблуждение относительно личного бессмертия. е) Vic iriccha. Сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм. f) Bhawarâga. Желание неба как продолжения здешней жизни. g) Silabta paràmasa. Ложное убеждение в действительности внешнего религиозного культа. h) Issa. Все виды эгоизма, личной корысти. Прим. перев.

129 Samvritti — одна из двух истин, показывающая обманчивый характер всех вещей. Школа Mahâyâna учит различию между этими двумя истинами—Paramârthasatya и Samvrittisatya (Satya—истина). Это—яблоко раздора между Madhyamikas и Yogâchâryas, представителями двух школ философской мысли; первые из них отрицают, а вторые утверждают, что каждый предмет существует благодаря предшествующей причине. Madhyamikas — отрицатели, нигилисты Востока, для них все — Parakalpitâ, обман, заблуждение, как в мире субъективной мысли, так и в объективной вселенной. Yogacharyas, наоборот, представители чистой духовности. Samuritti как истина лишь относительная служит источником всякой иллюзии.

130 Lhamayin — элементали, злые духи, враждебные человеку.

131 Бессмертный Дух, высшее Я человека.

132 Dhyâna Mârga — путь чистого Познания.

133 Vajrasattva см. прим. 68.

134 Из Bhagavad — Gîta VI, 19.

135 В этих словах намек на распространенное на Востоке верование, что каждый новый Будда или Святой представляет собою нового воина в святой рати, трудящейся ради освобождения и спасения человечества. Северный Буддизм учит, что каждый новый Бодхисаттва, иначе — вполне посвященный Адепт, есть освободитель человечества, Бодхисаттва — тот, который отказывается от блаженства Нирваны и от облачения Dharmakâya, т. е. от высокого духовного состояния, навсегда отделяющего от мира смертных, для того, чтобы невидимо помогать страждущему человечеству и вести его к окончательному освобождению. Утверждение, делаемое Шлагинтвитом в его книге „Buddhism in Tibet", что Nirmânakâya означает “тело, в котором Будды и Бодхисаттвы являются на землю, чтобы учить людей”, совершенно не точно и ничего не объясняет.

136 Указание на то, что когда человеческие страсти и грехи умерщвлены трудами и усилиями подвижничества, они служат благодатной почвой, в которой могут развиваться “святые ростки” высочайших добродетелей. Предполагается, что врожденные добрые качества, таланты и дарования были приобретены в предыдущих жизнях. Точно также и гений приносится ив прежнего существования.

137 В развитии Йога наступает момент, когда сосредоточение на высшем достигает такой силы, что все физические впечатления, как зрительные, так и слуховые, перестают достигать до него, и тогда более тонкие вибрации высших миров достигают сознания Йога, и он начинает видеть и слышать явления высших миров, невидимые и неслышимые для обыкновенного человека. Прим. перев.

138 Titikshâ — пятая ступень Râja — Yoga, состояние полного равнодушия ко всему преходящему; покорного принятия, если это нужно, того, что для всех называется “радостью и горем”, при полном равнодушии физическом, умственном и душевном как к радостям, так и к страданиям.

139 Narjol.

140 “День” означает здесь полную Манвантару, период неисчислимой продолжительности.

141 Священная гора Индусов, обитель божественных Сущностей.

142 Всевышний — Amitâbha или “Безграничное Пространство” (Парабрама); в Его небесной обители два Бодхисаттва, Kivan-shi-yin и Tashishi изливают непрестанно лучи света над всеми тремя мирами: духовным, астральным и физическим, дабы помочь светом (познания) просвещению Йогов, которые — в свою очередь — будут служить спасению людей. Своим высоким положением в царстве Амитабы, они обязаны делам милосердия, совершенным ими на земле, когда они в свою очередь были Йогами, так гласит аллегория.

143 “Стена Охранителей” или “Сторожевая стена”. Учение говорит, что соединенные усилия многих поколений Йогов, Святых и Адептов, в особенности Nirmânakâyas, создали как бы охранную стену вокруг человечества, которая ограждает его невидимо от худших бед, от усилий злых сил, направленных на погибель человеческого рода.

144 Aryahata—путь совершенного милосердия, полного самоотречения.

145 Klesha — любовь к миру, к его радостям и удовольствиям, Tanhâ — воля к жизни.

146 Под состраданием здесь подразумевается духовный закон, природа которого — абсолютная гармония — приходит в расстройство благодаря раздорам, страданиям и грехам.

147 У северных буддистов все великие Архаты, Адепты и Святые называются Буддами. Приведенные две строфы взяты из Thegpa Chenpoido, Mahâyâna Sutra I, IV.

148 Отрекшийся — Bodhisattva, по духовной иерархии, ниже совершенного Будды, но то и другое название часто смешивается. Народное же представление, отличающееся нередко верной интуицией, почитает Бодхисаттву — ввиду его самопожертвования — выше Будды.

149 “Буддами Сострадания” называются те Бодхисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, т. е. пройдя весь тайный путь отречения, отказываются от блаженства Нирваны, иначе “отказываются облечься в покровы Dharmakâya и ступить на тот берег”, чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо (в духе) в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы они следовали Доброму Закону, иначе — направлялись бы на путь праведности. Экзотерический северный буддизм признает подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым.

150 Myalda—земля, называется в эзотерических учениях иногда “адом”, или местом наказания. Avichi — состояние, а не местность.

151 Означает, что родился новый Спаситель мира, который поведет человечество к конечному освобождению.

152 Обычная формула, сопровождающая в восточных св. писаниях каждое поучение или воззвание.

В подлиннике имеется лишь 129 примечаний; переводчица прибавила несколько новых пояснений для помощи читателю, и кроме того, отнесла чуждые санскритские выражения в примечания, заменив их в тексте — где это было возможно — русскими словами.

 <<Ранее   
 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz