7. Дальние цели медитационной практики — перспективы
ПОМОГИ СЕБЕ CAM
|
"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, к все более полной реализации своего существования так же точно, как желудь стремится стать дубом" |
Под самореализацией Маслоу понимает состояние осуществления чего-либо, наступающее в конце длительного процесса созревания. Раскрытие собственных возможностей — это тот путь, который ведет человеческую личность к цели самореализации. Стимуляция и развитие творческого, здорового потенциала "нормального" человека ведут к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком.
Маслоу утверждает, что 99% взрослых людей не полностью используют свой психический и физический потенциал. Психология и исследования мозговой деятельности исходят в общем и целом сегодня из того, что человек реализует в среднем всего лишь 5 — 10% своих способностей. Если вы вообразите себе, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Сколько музыкальных произведений можно исполнить при помощи только одного пальца? По Маслоу, такое ограниченное использование собственного механизма связано с тем, что человек слишком занят удовлетворением своих основных потребностей в еде и питье, в работе и жилище. До тех пор пока эти потребности стоят на первом месте, остальной потенциал не может быть реализован. Вместо того чтобы действительно жить, длительное время готовишь себя к жизни!
Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями, — деятелей искусства, предпринимателей и политиков. При этом он установил 17 признаков, которые характеризуют самореализовавшихся людей:
В "Психологии бытия" Маслоу мы читаем: "В теории образования личности следует уделить место самосовершенствованию и самоконтролю, созерцательности и медитации. Более поздние стадии развития человек проходит, как правило, в одиночку и зависит поэтому только от самого себя. Оскар Шварц называл психологией как раз совершенствование отдельной здоровой личности. Если психотерапия не делает больных людей больными, а избавляет их от патологических симптомов, тот тут-то и начинается психология. Она начинается там, где кончается психотерапия, и пытается делать небольных людей здоровыми. С интересом я заметил у Роджерса, что успешное лечение увеличивает показатели пациента по шкале зрелости Вилоучби от 25 до 50%. Что же может поднять эти показатели до 75%? Или даже до 100%? И нужны ли нам для этого новые формы и методы?"
В этом могут помочь медитационные методы. Интенсивное изучение азиатских форм медитации западными психологами указывает на то, что здесь имеет место не только знание об их возможностях, но и признание того, что в этом культурном регионе имеются совершенные психологические методы самосовершенствования сознания. В формировании этих взглядов не последнюю роль сыграли психологические эксперименты с медитирующими. Они показали, что у медитирующих изменяется в положительную сторону целый ряд признаков, которые Маслоу считает характерными для самореализовавшихся личностей (рис. 7).
Рис. 7. Сравнение признаков самореализации у медитирующих и немедитирующих (Fragebögen Freiburger Personlichkeitsinventar) |
Из этой диаграммы видно, что, например, после двух месяцев медитационной практики у медитирующих увеличивается степень внутреннего регулирования, т. е. возрастает независимость от внешних влияний (п. 5). Увеличивается и степень непосредственности (п. 3) и т. д.
Каждый задает себе иногда вопросы типа: зачем я живу? Почему именно в это время и в этом месте? Для чего нужна моя работа? Почему я обзавелся семьей? Почему у меня есть те или иные способности и нет других? Эти и аналогичные вопросы надо воспринимать естественно и серьезно. В ответах на вопросы о смысле чего-то всегда содержится цель: я работаю, чтобы зарабатывать деньги и добиваться успеха; я могу хорошо рисовать, чтобы изображать красоту природы.
Найти смысл — значит иметь цель. Без цели вы не узнаете смысла. Жизнь без цели — это бессмысленная жизнь. В зависимости от того, какую цель вы преследуете на том или ином жизненном периоде или в той или иной жизненной ситуации, меняется и смысл вашей жизни. Если вы поставили себе задачу заработать между 30 и 40 годами как можно больше денег, с каждой новой крупной сделкой растет ощущение, что жизнь полна смысла. Если же в конце этого десятилетия вы обнаруживаете, что заработали деньги в ущерб гармонии в семейных отношениях или в ущерб здоровью, то прошедшие годы представляются вам бессмысленными или, по крайней мере, имеющими смысл лишь частично.
Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла, чем больше делается для реализации так называемых крайних или главных ценностей, т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты. Самореализовавшемуся человеку удается при этом удерживать в равновесии идеализм и материализм, стремление к чему-то высшему и стремление к безопасности и т. д. Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная. Он достиг личных целей. Другие цели его больше не привлекают.
Известный психотерапевт Франкль утверждает, что у каждого человека должна быть воля к поиску смысла. Даже у тех, кто находится в депрессивном состоянии и считает, что все бессмысленно.
Для поиска смысла, согласно Франклю, существует три пути:
По этому поводу Франкль пишет: "Нет таких жизненных ситуаций, которые действительно были бы совершенно бессмысленными. Это вытекает из того, что кажущиеся отрицательными стороны человеческого существования, в особенности страдания, чувство вины можно рассматривать как нечто позитивное, если только подходить к ним с правильной установкой".
Согласно нашим убеждениям, медитация создает коренные предпосылки для постижения смысла на всех трех перечисленных путях. Творчество связано с тем, какую часть творческих возможностей использует человек. В гл. 8 мы расскажем вам о благоприятном воздействии медитации на раскрытие творческих способностей человека. Медитация стимулирует и восприятие ценностей сопереживания. Сопереживание доброты или любви связано с возможностями восприятия, а они раскрываются не в последнюю очередь благодаря стрессоподавляющему и изменяющему поведение влиянию медитации. Медитация управляет, как мы вам говорили в гл. 6, изменениями ожиданий и установок, что позволяет медитирующему трансформировать многие жизненные ситуации в наиболее благоприятные и стимулирующие его развитие.
Медитирование, с одной стороны, создает физиологические и психологические предпосылки для постижения смысла в обыденной жизни. С другой стороны, медитирующие каждый раз сталкиваются с тем, что во время глубокой медитации смысловые вопросы разъясняются сами собой. Вы как-то разом постигаете все "почему" и "как" какой-либо ситуации или даже вашей жизни в целом. Именно в этом смысле описывает опыт медитирующего буддиста швейцарский психиатр Стехелин. "Когда я однажды ночью погрузился в медитацию, то впал неожиданно в странное состояние. Я был как мертвый. Все было как обрубленно. Не было больше ни прошлого, ни будущего. Объект моего наблюдения и мое собственное "Я" исчезли. Единственное, что я ощущал, так это то, что мое внутреннее "Я" было полностью пронизано всем тем, что было сверху, снизу и вокруг меня. Меня пронизал безграничный свет. Через некоторое время я снова пришел в себя, словно восстал из мертвых. Мои зрение, слух, речь, мои мысли и движения были полностью отличными от тех, что были раньше. Когда я попытался думать о правдах мира и постичь смысл непостижимого, то понял вдруг все. Сам не желая того, я вскинул в чрезмерной радости руки и начал танцевать".
Здесь отчетливо выражена раскрывающая смысл сила медитирования. Даже если описанные переживания и являются чем-то особенным, мы все же уверены, что медитация позволит каждому постичь непосредственный смысл жизни, смысл непостижимого.
Предыдущее описание наверняка вызвало у вас удивление. От него повеяло чем-то загадочным, необъяснимым. Обыденному разуму трудно понять, как быть со смыслом непостижимого. Для тех же, кто сделал первые шаги на пути раскрытия своего физического и духовного потенциала, для начинающих медитировать ощущение смысла целого теряет свою отчужденность и становится само собой понятным. Постоянное стремление к прошлому заложено в природе человека. Когда удовлетворены основные потребности в пище, материальном благополучии, в межчеловеческих контактах и работе, возникает стремление к духовному росту. Потому что растут не только материальные, но и духовные потребности. Примерно 20% участников наших семинаров, согласно нашим оценкам, посещают их потому, что ожидают от регулярного медитирования расширения своего сознания.
Эти люди поняли, что их поиски смысла могут увенчаться успехом лишь в том случае, если они будут в состоянии сами постичь смысл обыденной жизни. Возможно, они слышали фразу английского поэта и художника Блейка: "Если вымыть стекла восприятия, то все предстанет человеку таким, какое оно есть на самом деле, — бесконечным".
Или же они поняли, что человек до тех пор будет нищенствовать, пока не увидит, что он по природе своей является миллионером. Медитация может послужить ключом к "банковскому сейфу" физических и духовных способностей, в котором спрятаны неслыханные сокровища. Когда это однажды станет ясно, то возникнет вопрос: как же лучше всего подобраться к этим сокровищам развития сознания?
Психологи, знакомые с азиатскими традициями мышления, усиленно занимаются в последние годы исследованием "вместимости сознания". При этом они исходят из состояний сознания, знакомых каждому по собственному опыту: сна, сновидений и бодрствования. В каждом из этих трех состояний человеческий организм функционирует особым образом и психические ощущения носят различный характер.
В состоянии сна сознание отсутствует, а имеется глубокий покой. Сознание проявляется в лучшем случае только после сна в форме слабых воспоминаний о том, что сон имел место. При сновидениях сознание может проявляться время от времени у каждого в том, что он осознает, что видит сны. Но сознание значимости и содержания сновидений проявляется редко. В сновидениях предметы и ситуации воспринимаются расплывчато, отсутствует чувство времени и окружающего мира. И наконец, в состоянии бодрствования сознание проявляется полностью, если только оно не подавляется усталостью или воздействием алкоголя или наркотиков. Исходя из степени ясности и живости мышления, психологи разработали классификацию степеней сознания, от нижней ступени — сна, до высшей — бодрствования.
Исследователи медитации, например американец Уэллес, пришли экспериментальным путем в начале 70-х годов к выводу, что существует еще одно основное состояние сознания, которое характеризуется высокой степенью сознаваемости.
Это медитационное состояние называется трансцендентальным состоянием сознания. Физиологические и психологические функции имеют пониженную или вообще нулевую активность. От нормального обыденного сознания медитативное состояние отличается следующими признаками: повышается живость мышления; исчезают границы нормального сознания, оно расширяется, восприятие улучшается; ясность самосознания увеличивается; медитирующий погружается в глубокий покой.
В медитационном состоянии сознание неконкретно — это состояние сознательного покоя. Мыслительная активность снижается до полного прекращения, мысли отсутствуют и сознание теряет содержание. Медитирующий достигает состояния, именуемого также "чистым сознанием"; "чистым" потому, что сознание не имеет больше никакого другого содержания, кроме самого себя.
В этом состоянии рабочие функции организма, как правило, сильно снижаются. В дыхании наблюдаются непроизвольные паузы. Имеет место высокая степень ЭЭГ-когерентности внутри и между долями мозга, а также явное повышение притока крови к передним областям мозга и другие различные изменения в кровообращении.
Результаты исследований медитации свидетельствуют, что преднамеренное расширение сознания во время медитационной практики оказывает весьма благоприятное физиологическое и психологическое воздействие. В предыдущих главах мы подробно рассказывали вам об этом. Такое состояние стимулирует и ускоряет эволюцию сознания.
Умножающийся опыт чистого сознания стимулирует развитие интеллектуально-творческого потенциала. Во время медитации дух устремляется "внутрь", тело расслабляется и пребывает в состоянии покоя. Из физики известно, что неразличимые глазом элементы материй, например атомы, обладают большей энергией, чем материально ощутимые. Когда при медитации высвобождаются духовные силы, то это связано с тем, что осваиваются глубоко лежащие слои разума, которые обладают большим интеллектуальным и творческим зарядом, чем обыденные мысли. Но зачем погружаться в эти слои, если не использовать в обыденной жизни заключенные в них возможности? Для чего нырять на дно океана за затонувшими кораблями, если нельзя достать скрытые в них сокровища? Здесь начинается развитие до более высокой степени сознания. Постигнутые во время медитации чувства безграничности, счастья и покоя постепенно становятся частью повседневных действий или обыденного сознания. Огромный интеллектуально-творческий потенциал будет в вашем распоряжении лишь тогда, когда вы станете использовать сокровища глубинных слоев сознания в повседневной жизни.
Еще более высокая степень сознания, которую может достичь медитирующий, называется космическим сознанием и развивается из растущего сознательного доверия к состоянию чистого сознания. Это состояние постепенно становится более продолжительным, если сочетается с тремя другими основными состояниями сознания: бодрствованием, сновидениями и сном. Качества сознательного покоя, а именно внутренняя свобода, уверенность в себе, невозмутимость, все чаще и чаще проявляются в повседневности. Динамический покой создает постоянный фон всей психической и физической активности. Опираясь на длительный опыт внутреннего покоя, человек в состоянии космического сознания переживает все духовные, умственные и физические процессы и действия в качестве спокойного свидетеля и наблюдателя.
Один из старейших участников нашего семинара, 74-летний инженер, написал нам спустя девять лет после посещения одного из наших занятий письмо, один абзац из которого мы хотели бы процитировать. Написавший изображает состояние космического сознания, которое он пережил: "У меня было чувство, что мое сознание подобно киноэкрану. Он постоянно присутствует, ведь без него невозможно посмотреть фильм. Кроме того, он соединяет сцену со сценой, фильм с фильмом. Все отображается на нем. Но в то же время он не имеет никакого отношения к действиям в фильмах. Он ничего не делает, недвижим, он совершенно другой. Когда фильм кончается, экран становится виден. Эта белая, чистая поверхность спокойна, как всегда. Лишь она одна постоянно присутствует при том, что на ней отображается, и остается свободной от всего этого".
Отличительный признак космического сознания — так называемый "сознательный сон", который называют еще "йога-сном". Его время от времени могут испытывать даже новички в медитации. Люди, испытавшие этот феномен, утверждают, что они были в полном сознании и во время глубокого ночного сна.
Психологические исследования показали, что у людей, которые сообщают о частых явлениях сознательного сна, и в фазах глубокого сна сохранялись биотоки, характерные для "бодрого" сознания. Подопытные в состоянии фиксировать фазы глубокого сна нажатием кнопки. Кроме того, у них меньше фаз сновидений, а общая продолжительность сна на 36% короче, чем у людей, не обладающих такими способностями. Это состояние нельзя путать с бессонницей, так как прекращена всякая мыслительная активность.
Хотя сознательный сон и является наиболее простым для наблюдения в физиологическом и эмпирическом отношении — это только один из признаков данного состояния. Врастание в это основное состояние сознания также сопровождается изменениями самочувствия. Следующее высказывание принадлежит опытному медитирующему из круга наших друзей: "Степень самочувствия превосходит всяческие представления и словесные выражения. Глубочайшее удовлетворение, наступающее в этом состоянии, исключает какие-либо ненужные ощущения. Стойкое преобладающее спокойствие сообщает чувство защищенности от любых вредных влияний. Действия не вызывают напряжения, отличаются эффективностью и приносят удовлетворение". Именно поэтому космическое сознание называют также "сознанием блаженства".
Вследствие развития этого основного состояния сознания происходит также изменение поведения. Ученые обнаружили, что чем чаще и отчетливее состояние сознательного сна, тем выразительнее примеры ЭЭГ-когерентности, ощущения чистого сознания, а также творческие достижения. Кроме того, личности, обладающие опытом космического сознания, принимают решения, руководствуясь универсальными этическими принципами, такими как правда и справедливость, ориентируясь всегда при этом на общее благополучие. В состоянии космического сознания медитирующие спонтанно действуют правильно. Они постигают, что их действия беспрепятственно приводят к рациональным результатам. Они чувствуют, что поступают в соответствии с законами природы, оказывая при этом абсолютно жизнестимулирующее влияние. Это — конечное состояние развития, о котором можно судить только тогда, когда вы сумели его достичь.
В литературе, особенно в работах по йога-медитации, описывается, что опытным медитирующим доступно то, что невозможно для "нормального" человека. Йога-сутры Патанджали содержат всеобъемлющую модель расширения человеческих способностей и сил, включая практическое руководство для проверки этих теоретических высказываний на собственном опыте. Махариджи Махедж Йог разработал на этой основе программу для продвинутых медитирующих ("ТС-Сидхи-программу"), которой пользуются в настоящее время около полумиллиона человек во всем мире. "Сидхи" означает согласно системе йоги "достижения" или "большие силы". Они чаще всего возникают сами по себе на пути к абсолютному совершенству, или "озарению", но для достижения более высокой степени самосовершенствования могут развиваться целенаправленно. Человек, способный осуществлять свои цели и желания в гармонии с окружающим его природным и общественным миром, называется "сиддха" — "достигший цели".
Программа содержит психические методы, ведущие к постепенному систематическому развитию до сих пор считающихся необычными эмоциональных, познавательных и физических способностей и способствующие целенаправленному достижению и укреплению чистого сознания. Упражнения позволяют действовать в состоянии полного расслабления, способствуют интеграции покоя и активности, а также координации между телом и духом. Некоторые, частично необычные способности мы хотели бы перечислить здесь.
Во всех культурах встречались люди с выдающимся, удивительным образом поведения. В западно-европейской культуре известен, например, святой Иосиф Копертинский, который умел левитировать или даже летать. О других личностях, как, например, о Терезе из Конперсройта, известно, что они превозмогли чувство голода и жажды. На пути самосовершенствования человеческие способности постоянно развиваются. Это приводит к действиям, которые средний человеческий разум воспринимает как чудо, сверхъестественные события, выходящие за рамки человеческого понимания. До сих пор мы встречали лишь немногих, особенно опытных медитирующих, которые настолько развили ту или иную свою способность, что это можно было назвать "чудом".
Сверхъестественные способности и силы — это признаки совершенного человеческого бытия, к чему в душе стремится каждый. Тем из вас, кто хочет ускорить свое развитие в этом направлении, "ТМ-Сидхи-программа" может принести пользу. Она словно поднимает занавес, который столетиями из-за суеверий и магии, а также просто из-за неведения о человеческих возможностях скрывал перспективы комплексного развития новых сил и способностей.
Махараджи Махедж Йог начал экспериментировать с "ТМ-Сидхи" летом 1975 г. С помощью сотен преподавателей медитации он опробовал пригодность традиционной йоги для широкого круга людей. Выяснилось, что участники занятий легко и без труда осваивали эту программу, испытывали сверхъестественные ощущения и высвобождали необычные силы.
"Сидхи" оказывали достоверное благоприятное воздействие как на сознание и физиологические функции медитирующего, так и на его поведение и окружающий мир.
Мы уже рассказывали в этой главе о высших состояниях сознания. Раскрытие новых сил и способностей позволяет освоить еще одно состояние сознания высшего порядка, называемое утонченное космическое сознание. Его испытывают люди, достигшие, с одной стороны, большой утонченности смыслового восприятия, а с другой — испытывающие такую огромную любовь ко всему живому и неживому, что дорожат буквально всем, что их окружает. Это состояние формируется на основе космического сознания. При этом достигается такое утонченное восприятие мира предметов, которое позволяет осознанно воспринимать внутреннее значение любого объекта, понять "механизмы творения". Остается лишь узенькая граница между собственным бытием и внешней природой. Это означает, что связь между каким-либо предметом окружающего мира и собственным бытием воспринимается пока еще не полностью.
Каждая мысль и каждое восприятие, например звучание слова, прикосновение, запах, наполнены до их пор неведомой, позитивной эмоциональной содержательностью. "Становящееся все более утонченным ощущение обогащающей красоты вызывает чувство близости к Творцу" — так выразился однажды один медитирующий.
Так же как и состоянию космического сознания, этому состоянию присущи специфический психофизиологический функциональный стиль и особые признаки самочувствия и поведения, которые, правда, до сих пор почти не были исследованы. Была предпринята, например, попытка изучения утонченного восприятия (понижение слухового порога). Абсолютный слуховой порог при этом явно отличался в среднем по всем частотам от среднестатистических показателей.
Существует почти необозримое количество свидетельств озарений, хотя их невозможно описать словами. Они превосходят все, до сих пор пережитое, и представляют собой совершенно новый вид сознания. Все традиционные медитации сходятся во мнении, что озарение — это вершина самореализации, высшая цель развития сознания.
Озарению сопутствует сознание единства всего живого и вещественного. Поэтому данное состояние абсолютного развития индивидуального сознания называется "сознанием единства". Бытие и природа образуют единство; внешняя и внутренняя действительность воспринимаются в представлениях лежащего в их основе бытия. Преодолена граница между собственным "Я" и окружающим миром, и объекты воспринимаются все чаще и чаще как части собственного "Я".
Возникает субъективное чувство причастности и ответственности за все на свете, так как человек непрерывно ощущает общую основу собственного "Я" и окружающего его мира. В сообщении, которое мы получили от одного американского исследователя медитации, об этом состоянии говорится следующее: "Я постоянно чувствую спокойное счастье и наполненность бесконечной, универсальной любовью, которая лежит в основе всего. Похоже, что все проникнуто глубоким покоем моего "Я". Этот покой я встречаю везде и во всем. Предметы прозрачны, а восприятие безгранично и расплывчато. В действиях, из-за ощущения сопричастности со всем и всеми, все интегрировалось в одно целое". Наряду со свидетельствами о чувстве единства такого рода имеются и психические признаки развития сознания до состояния единства.
Важным направлением исследований стал в последние годы анализ данных ЭЭГ-когерентности высоких состояний сознания, достигнутых при помощи медитации. Когерентность означает, как мы уже говорили в гл. 3, синхронность колебаний многих ЭЭГ-потенциалов. После первого и второго дня с начала занятий медитацией возникают упорядоченные, синхронные альфа-ритмы.
Как и другие признаки медитационного состояния, феномены когерентности, отраженные в ЭЭГ, имеют тенденцию выходить за непосредственные временные рамки медитационных упражнений, отчетливо наблюдаются и в периоды до и после медитации. Продолжительные занятия медитацией приводят к состояниям целостности и интегрированности, признаки которых, по крайней мере в момент образования, можно определить психологическими методами. Предполагается, что в этих состояниях медитирующий может постичь чувство единства. В древнем тексте этот опыт окончательного развития тела и духа посредством медитации обобщается следующим образом:
Это — я.
Это — ты.
Это — все.
<<Ранее | Далее>> |