Энергетическая оценка эффекта Махариши
Статьи Юрия Карпенко
Энергетическая оценка эффекта Махариши
1. Введение.Эффект Махариши - это влияние групповой трансцендентальной медитации (ТМ) или медитации по программе ТМ-сидхи на жизнедеятельность немедитирующих людей. Для его проявления на основе ТМ необходимо, чтобы 1% населения некоторого региона практиковал ТМ, а на основе ТМ-сидхи - достаточно групповой практики корня квадратного из 1% населения. Одним из элементов программы ТМ-сидхи является йогический полет, который трактуется скептиками как специфический мышечный прыжок. Если же йогический полет не сводим к мышечному прыжку, то откуда берется энергия для его выполнения? Ведь, как известно, для того, чтобы поднять тело на некоторую высоту, необходимо произвести работу, затратить определенную энергию. При описании йогического полета исследователи используют концептуально емкое представление о чистом сознании. Полагается, что чистое сознание является, с одной стороны, источником всего сущего, Бытием, а, с другой стороны, тем состоянием сознания, которое освобождает человека от колеса рождения и смерти (Maharishi Mahesh Yogi). Предполагается, что причиной йогического полета является специфическая мыслительная активность с этого уровня сознания. В этом контексте, естественно ожидать ответ, что источником энергии для йогического полета является чистое сознание. В физическом плане чистое сознание связывается с уровнем объединения всех четырех фундаментальных взаимодействий, именно этот уровень организации материи, уровень единого поля, по современным представлениям, является источником всего сущего. Таким образом, другой вариант ответа может состоять в том, необходимая энергия извлекается с этого уровня организации материи. В то же время, если йогический полет рассматривать к контексте эффекта Махариши и предполагать, что он существенен для его реализации, то естественно тот же вопрос поставить уже в связи с эффектом Махариши, для описания которого используется представление о коллективном сознании (Orme-Jonson .W. et al). Если эффект Махариши - это влияние, которое оказывает медитирующие на немедитирующих, то в общей форме его можно сформулировать как утверждение о неразрушающем влиянии одного процесса жизнедеятельности людей на другой. Это значит, что у этих процессов должны быть какие-то сопоставимые характеристики, например, энергетические. В качестве оценки энергии йогического полета разумно взять оценку необходимой для подъема тела на определенную высоту механической энергии. При условии, что йогический полет вносит существенный вклад в эффект Махариши, реализуемый на основе техники ТМ-сидхи, эту оценку можно распространить на эффект Махариши в целом. С другой стороны, в качестве оценки энергии процесса жизнедеятельности людей разумно взять энергию потребляемой ими пищи. Оказывается, как это показано ниже, эти энергии отличаются всего на два - два с половиной порядка (Карпенко Ю.П.). В каждом паранормальном явлении есть две стороны: внутреннее состояние человека и связанное с ним паранормальное явление. В соответствии с этим существуют объектное описание паранормального явления, осуществляемое на языке физики, и субъектное его описание на языке наук о человеке, в котором часто используется представление об особых состояниях сознания. Единое описание как внутренних, так и внешних аспектов человеческого опыта, как объектной, так и субъектной его сторон было характерно для различных философско-религиозных систем древности. Все сущее - это взаимодействие первоэлементов, гун, мужского и женского начал инь-ян. Как известно, многие из этих представлений успешно используются в настоящее время в медицинской практике(аюрведа, рефлексотерапия). С другой стороны, отождествление Сознания с предельными концепциями современной теоретической физики представляет нам пример современного подхода к единому описанию внутренних и внешних, субъектных и объектных аспектов человеческого опыта. В этой связи в дополнение к энергетической оценке эффекта Махариши, как моменту его внешнего описания, предлагается его внутреннее, субъектное рассмотрение на основе теории архетипов К.-Г.Юнга. В пункте 3 показано, что в связи отсутствием субъект-объектных структур как в техниках ТМ и ТМ-сидхи, так и в состоянии чистого сознания наиболее подходящим архетипом оказывается пищеварительный уроборос, в котором доминирующим является пищеварительный рефлекс. Это качественно согласуется с предлагаемой оценкой энергии эффекта Махариши. 2. Механическая энергия и энергия потребляемой пищи.Поскольку в ТМ нет внешних проявлений, кроме внешнего вида спокойоно сидящих с закрытыми глазами медитирующих, то обратимся к технике ТМ-сидхи, где внешние проявления чисто механического характера ощутимо присутствуют, а именно, йогический полет. Предположим, что йогический полет существенен для реализации эффекта Махариши на основе техники ТМ-сидхи. Точнее говоря, предположим, что он вносит существенный вклад в так называемую формулу корня квадратного. Внешне йогический полет выглядит как "подскоки" из положения сидя со скрещенными ногами или из позы лотоса либо вертикально вверх, либо вверх и вперед. Последним способом на соревнованиях по йогическим полетам преодолеваются дистанции 12.5 и 37.5 м. Рекорд по йогическому полету в длину, зафиксированный в соревнованиях, проведенных в мае 1999 г. на Украине, в котором принимали участие 50 практиков техники ТМ-сидхи из разных городов Украины, составил 1.38 м, в высоту - 0.55 м (Човнюк Ю.В. и др.). Замечу попутно, что сопоставление йогического полета с работой мышц спортсменов в анаэробном режиме (Човнюк Ю.В. и др.) с учетом эффекта Махариши естественно наводит на мысль о том, что этот эффект, возможно, не уникален и что у спортивных соревнований достаточно высокого уровня в качестве побочного эффекта может быть что-то похожее. Вспомним здесь о том, что древние греки на время Олимпийских игр прекращали все военные действия. Разумеется, предположение о том, что они не воевали исключительно по той причине, что их полубоги-олимпийцы анаэробно напрягали свои мышцы во время Олимпийских игр, кажется полным абсурдом. Тем не менее в этой же связи вспомним, что ежегодные ритуалы ведийской культуры по восстановлению космического порядка включали в себя не только пение гимнов арийским богам, которые отражены в "Ригведе", но и некоторые аналоги спортивных состязаний. Если йогический полет полностью не сводим к специфическому мышечному прыжку, то его энергетические источники требуют дополнительного анализа. За мгновение до взлета тело медитирующего по некоторому механизму приобретает кинетическую энергию, которая затем, предположительно, расходуется по законам классической механики. Это, в частности, означает, что абсолютная величина начальной скорости йогического полета |v| имеет вид: |v| = (2gh)1/2, где h - высота подскока, g - ускорение свободного падения. Используя законы классической механики, можно легко оценить соответствующую механическую энергию, допустив, что человек весом 70 кг подлетает на высоту 1 метр: 70 джоулей. Тогда механическая энергия одного подскока 7750 сидхов составит 5.425 . 105 дж. Естественной мерой энергетики жизнедеятельности человека является энергия потребляемой им пищи. Известно, что взрослый человек потребляет в день примерно 2 - 5 ккал или (8.4 - 20.1) . 103 дж. Несмотря на всю условность этой энергетической меры, попробуем сопоставить ее с предложенной выше энергетической оценкой эффекта Махариши. Шесть миллиардов человек потребляет в день (0.5 - 1.2) . 1014 дж. Сопоставим не всю энергию потребляемой пищи с энергетической оценкой эффекта Махариши, а только ту ее часть, которая приходится на время одного "подскока", т.к. именно в течение этого периода времени работает некоторый физический механизм набора кинетической энергии. Исследования показывают, что, по-видимому, это время порядка 0.1 секунды. Сравнение ЭЭГ практикующих йогический полет и ЭЭГ людей, выполняющих чисто физическое упражнение подпрыгиваний из положения сидя, показывает, что они отличаются друг от друга. Одно из отличий состоит в коротком, составляющем 0.2 секунды, "всплеске" высокочастотного b-ритма (30 гц), предшествующего взлету, что в совокупности с другими отличиями связывается с переживанием чистого сознания, предшествующего взлету (Travis F.T., Orme-Johnson D.W.). Тогда на время порядка 0.1 секунды приходится (0.58 - 1.4) . 108 дж. энергии потребляемой пищи, что всего в 100 - 250 раз больше, чем приведенная оценка энергии эффекта Махариши. Анализ субъектной стороны эффекта Махариши, предлагаемый ниже служит дополнительным независимым аргументом в пользу предлагаемой оценки. Этот анализ не связан с йогическим полетом и техникой ТМ-сидхи, а применим к эффекту Махариши в целом. 3. Пищеварительный уроборос.Поскольку эффект Махариши - это влияние на поведение многих людей, то для объяснения его социально-психологических аспектов исследователями развиваются представления о коллективном сознании. При этом отмечается, что одним из выдающихся европейских ученых, внесших существенный вклад в развитие этих представлений, был К.Г.Юнг (Orme-Jonson D.W. et al). При попытке применить теорию архетипов К.-Г.Юнга к эффекту Махариши естественно возникает вопрос о том, о каких именно архетипах может идти речь. Для того, чтобы попытаться наметить возможный ход рассуждения и возможный ответ на этот вопрос, заметим, что, как правило, структура архетипов - это отношения эго(субъекта) со значимыми для него персонажами. Причем, согласно представлениям аналитической психологии, субъект, персонажи и отношения между ними универсальны для всех людей. Психологическая структура любого преднамеренного паранормального явления - это субъект (эго) -объектные отношения: пациент-целитель, маг - объект воздействия и т.д. Эта психо-физическая структура тесно связана с концентрацией на конкретном объекте: целитель концентрируется на своем пациенте, маг - на объекте своего воздействия. Поскольку эти субъект-объектные отношения имеют не только психологические, но и физические аспекты, то естественно ожидать, что с ними могут быть связаны фундаментальные психологические структуры. Как и К.-Г. Юнг, аналитические психологи полагают, что архетипы имеют магический уровень проявления, не отрицая некоторые аспекты магии (К.-Г. Юнг, 1997; Кембридское руководство). Речь при этом идет об информационных и энерго-информационных паранормальных явлениях, а не о силовых (Юнг К.-Г., 1997). В непреднамеренных паранормальных явлениях нет аналогичной субъект-объектной структуры. Человек не стремится к демонстрации паранормального явления, сознательно и целенаправленно не концентрируется на соответствующем объекте и не пытается оказать на него сознательное воздействие. Паранормальное явление оказывается побочным, непреднамеренным продуктом его деятельности. Представляется, что эффект Махариши - это непреднамеренное коллективное паранормальное явление. Непреднамеренность, разумеется, обусловлена спецификой соответствующих техник, все детали которых известны только Махариши Махеш Йоги. Тем не менее, как представляется, некоторые предварительные выводы можно сделать из общедоступной информации. Так, во время практики ТМ медитирующий ни на чем конкретном не концентрируется, в том числе и на конкретной форме данной ему мантры, которая не имеет для него никакого смысла. Внимание медитирующего не направлено ни на какие внешние объекты, он занят только своим мышлением: вспоминанием мантры после осознания своей поглощенности какой-нибудь мыслью. Поэтому никаких субъект-объектных взаимоотношений с внешним миром, подобных взаимоотношениям, возникающим в преднамеренных паранормальных явлениях в этом случае нет. Это, разумеется, не означает, что достаточно опытные ТМ-медитирующие не могут оказывать сознательного, преднамеренного влияния на окружающую среду. Так, например, утверждается, что человек, достигший космического сознания, обнаруживает себя на таком уровне жизни, "с которого можно стимулировать, контролировать и отдавать приказы всем грубым и тонким уровням творения" (Махариши Махеш Йоги, с. 265). Кроме этого, известно сообщение о коллективном преднамеренном влиянии на погоду. Далее, состояние чистого сознания, которое достигается в ходе медитации и является необходимым условием эффекта Махариши, также характеризуется отсутствием субъект-объектной структуры. В нем "нет триединства мыслителя, процесса мышления и мысли; деятеля, процесса делания и действия; испытывающего, процесса опыта и объекта опыта" (Махариши Махеш Йоги, с. 290). Утверждается, что в состоянии чистого сознания отсутствуют какие-либо мысли, ощущения, чувства, эмоции. Ум и тело не активны и не пассивны, они находятся в состоянии спокойной готовности к действию (Maharishi Mahesh Yogi). Ситуация с техникой ТМ-сидхи несколько более сложная, т.к. в ней, как известно (Wallace R.K.), используются сутры из "Йога-сутр" Патанджали, содержащие конкретные понятия. Но, как и в случае ТМ, внимание медитирующих не направлено на конкретных людей, на группы людей или на идею о том, что на них нужно оказать какое-то влияние. На уровне медитирующих субъект-объектной структуры, подобной преднамеренным паранормальным явлениям, здесь также нет. Равно как нет и длительной концентрации внимания на тех внешних объектах, которые описываются в сутрах: сутры неотчетливо вспоминаются, а не повторяются. Имея в виду это различие между преднамеренными и непреднамеренными паранормальными явлениями обратимся к одной из фундаментальных работ по аналитической психологии. Согласно Э. Нойманну, единственным архетипом, в котором субъект-объектные отношения еще не развиты, где еще нет эго-центра, противостоящего той или иной манифестации внешнего мира, начиная с образа Великой Матери, является архетип пищеварительного уробороса (Нойманн Э.). Одним из мифологических образов этого архетипа является древнегреческий бог времени Хронос, пожирающий своих детей. Символом уробороса является мифическая змея, кусающая свой собственный хвост. Она и убивает себя, и соединяется с собой, и оплодотворяет себя. Вслед за Юнгом и Нойманном некоторые аналитические психологи используют уроборос в качестве основной метафоры для обозначения недиференцированной психики младенца. Уроборос также рассматривается как символ замкнутости, самодостаточности, пребывания внутри себя. Его упоминают как при описании бессознательного в целом, так и индивидуации, а также в качестве образа нарцистического самопоглощения (Кембриджское руководство). По мнению Э.Нойманна, существование в пищеварительном уроборосе - это существование в мистическом участии, когда еще не развит какой-либо центр эго, позволяющий установить связь мира с собой и себя с миром. Жизнь в уроборосе означает одновременную глубинную связь с бессознательным и с природой. Человек в уроборосе является всем одновременно. Он слит со своим собственным телом, центрирующим принципом здесь является не "я", не самосознание, а целостность тела. Полагают, что это досексуальная стадия развития, где пищевой инстинкт преобладает над сексуальным. Дифференциация эго происходит позже, когда человек рождается как личность. Дальнейшее формирование сознания реализуется через дробление мирового континуума на отдельные объекты, фигуры, которые лишь после этого могут быть ассимилированы, присоединены, осознаны - одним словом "съедены". В результате агрессия тесно связывается с соответствующими телесными функциями принятия пищи, жевания, кусания и особенно с символизмом зубов как инструмента этих видов деятельности, существенно важных для формирования независимого эго (Нойманн Э.). Но, с другой стороны, Э. Нойманн полагает, что уроборос является не только началом, но и концом реализованной личности: "В то время как в начале зародыш эго находится в объятиях гермафродитного уробороса, в конце золотой сердцевиной сублимированного уробороса оказывается самость, сочетающая в себе маскулинные и феминные, сознательные и бессознательные элементы, единство, в котором эго не погибает, а ощущает себя в самости, как объединяющем символе" (там же, с. 421). Известно, что К.-Г. Юнг ввел представление об архетипах на основе анализа сновидений и галлюцинаций своих пациентов, самоанализа, а также на основе изучения в основном древнегреческих мифов. Каково соотношение опыта регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи со сном и галлюцинациями? Осознание сновидений и глубокого сна является побочным результатом регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи (Махариши Махеш Йоги; Wallace R.K.). Опросы показывают, что свыше 80% ТМ-медитирующих с опытом медитации в несколько месяцев начинают осознавать свои сны и наблюдать состояние глубокого сна, как минимум, спорадически (Alexander C.N. et al). Этот опыт считается одним из проявлений космического сознания, которые означает способность нервной системы одновременно поддерживать состояния сознания бодрствования и чистого сознания. Причем, согласно (Alexander C.N. et al), некоторые медитирующие переживают высшие состояния сознания чаще, чем состояние сознания бодрствования. Утверждается, что сравнение на материале 103 заключенных, примерно треть из которых регулярно практиковала ТМ, опыта высших состояний сознания, невроза и шизофрении показывает, что высшие состояния сознания "концептуально и эмпирически отличны от бодрствования и патологического опыта" (Alexander C.N. et al). С другой стороны, в собранных в Интернете в середине 90-х годов исследованиях негативных последствий регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи, представленных, например, в (http://www.trancenet.org), показано, что одним из негативных побочных эффектов являются галлюцинации. Независимые эксперты трактуют техники ТМ и ТМ-сидхи как техники пробуждения кундалини, для которых характерно появление галлюцинаций (http://www.trancenet.org; см. также Свами Сатьянанда Сарасвати). В связи с вопросом о сопоставимости некоторых техник расширения сознания и указанного типа техник восточной традиции С.Гроф отмечает, что описанная им феноменология трансперсональных состояний, начиная с океанических переживаний, соответствующих пренатальному состоянию, и достигаемых на основе техники холотропного дыхания(ребефинг) или в результате принятия ЛСД, оценивается специалистами по медитативному опыту, как аналогичная феноменологии опыта йогов, практикующих пробуждение кундалини (Гроф С.). Если в обращении к архетипу пищеварительного уробороса состоит предположительный ответ на вопрос о том, с какого уровня коллективного бессознательного может оказываться непреднамеренное влияние в эффекте Махариши, то другой стороной дела является вопрос том, на "кого" это влияние оказывается? Утверждаемый универсализм эффекта Махариши (он получен в очень разных странах и регионах) позволяет предполагать возможность существования некоторой универсальной оценки состояния коллективного бессознательного современного человека, т.е. человека, не принадлежащего к архаичным сообществам. Согласно К.-Г.Юнгу, боги и богини, архетипические персонификации психических сил, проявляются при фобиях, навязчивостях, невротических симптомах или расстройствах и т.д. "Зевс теперь руководит скорее не Олимпом, а солнечным сплетением, и производит курьезные случаи для кабинета врача или расстройства в головах политиков и журналистов, которые непреднамеренно распространяют в мире психические эпидемии", - полагал К.-Г.Юнг (цит. по Адамс М.В, с. 173). По мнению Э. Нойманна, коллективное бессознательное современного человека - это не коллективное бессознательное человека группы, а коллективное бессознательное человека массы. Хотя человек группы главным образом бессознателен, но, по мнению Э.Нойманна, в нем действуют тенденции, направленные на развитие сознания, индивидуализацию и духовный рост. Несмотря на его бессознательность и эмоциональность, человек группы "обладает огромными конструктивными, синтетическими и творческими силами, которые проявляются в его культуре, его обществе, его религии, искусстве, обычаях и даже в том, что мы называем его суевериями" (с.443). С другой стороны, человек массы, скрытый в бессознательном современного человека - это, по мнению Э.Нойманна, психический фрагмент. Его интеграция приводит к значительному расширению личности. Но если этот фрагмент действует автономно, то это приводит к самым негативным последствиям. Человек массы противится сознательному развитию, он иррационален и эмоционален, анти-индивидуален и разрушителен. В мифах он соответствует отрицательному аспекту Великой Матери, "это ее кровожадный сообщник, враг и вепрь-человекоубийца. Эта негативная, бессознательная часть личности архаична в самом отрицательном смысле" (там же, с. 444). Согласно эволюционной теории Э.Нойманна, архетип пищеварительного уробороса предшествует архетипу Великой Матери. 4. Заключение.Полученная энергетическая оценка никак не связана с групповым характером эффекта Махариши, т.к. в ней никак не отражен тот факт, что для проявления связи между медитацией и жизнедеятельностью немедитирующих в случае эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ-сидхи, необходима групповая практика. Строго говоря, в опубликованных результатах исследований эффекта Махариши нет сообщений о проверке именно группового характера формулы корня квадратного, т.е. нет сообщений о том, что хотя негрупповая медитация по программе ТМ-сидхи необходимого количества медитирующих и проводилась, но тем не менее эффект Махариши не наблюдался. Проверка формулы корня квадратного проводилась только в отношении размера группы (Orme-Jonson D.W. et al). До тех пор, пока не уточнен механизм обретения телом кинетической энергии, анализ вопроса отдельных явлений на уровне классической механики не может дать групповых и нелинейных эффектов. Но тем не менее даже в этом грубом приближении получено различие в энергетических оценках всего в два - два с половиной порядка, которое качественно согласуется с рассмотрением субъектной, внутренней стороны явления. Полученные результаты настораживающе сближают практики и состояния сознания, которые в восточных традициях связываются с высшими духовными ценностями и идеалами, с животным началом в человеке. Однако обсуждение этого вопроса выходит далеко за рамки настоящей работы. Литература
Оригинал статьи находится по адресу: http://piramyd.express.ru/disput/karpenko/energy.htm
© Design В.А.Б.
|