Уровни усилия

    Независимые исследования по медитации

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

 

Уровни усилия

 

Эта статья публикуется как ПРОСЬБА ДАТЬ КОМЕНТАРИИ (ПДК). Категорически приветствуются: вопросы и коментарии по этому тексту, а так же информация о грамматических, семантических и любых других ошибках - которые следует посылать на .

Материалы этой статьи могут свободно копироваться, распространяться и цитироваться при условии ссылки на данную страницу. В случае цитирования, каждая цитата должна сопровождаться такой ссылкой. Эти требования вызваны, с одной стороны, желанием избежать использования данных материалов для создания компроматов в отношении медитации вообще и Трансцендентальной медитации (ТМ) в частности, а с другой стороны тем, что описываемая тема является довольно динамичной; статья будет постоянно изменяться по мере увеличения нашего опыта и поступления ваших коментариев и вопросов. То, что публиковалось раньше, будет устаревать.

Спасибо за понимание.

 

  1. Введение.
  2. Тупое упорство (механическое усилие)
  3. Абстрактное знание (концептуальное усилие)
  4. Опыт (практическое усилие)
  5. Самоотчет (эмоциональное усилие)
  6. Ясно-видение/ просветление/ ясность (фокусирующее усилие)
  7. Что предстоит доделать
    1. Связь типа усилия с типом внимания
    2. Что делать не надо, но оно само делается
    3. Не пытайтесь перескакивать через ступени
    4. Об использовании медитации в личностных целях


Введение. К оглавлению

Эта статья является тематическим продолжением статьи об "Уровнях внимания". При написании ее были использованы термины и идеи, объясненные еще в той статье. Поэтому, если вы не читали версию о внимании, то рекомендуем начать с нее.

Мы привыкли к тому, что люди либо либо прикладывают усилия, либо нет; что кто-то либо трудится, либо ленится. При этом мы часто не обращаем внимание на качество такого труда или такой лени. А они бывают разными. К примеру: человек может носиться как угорелый, все вокруг него, заражаясь таким поведением, тоже будут становиться сумасшедшими. Этот режим работы выматывает как его, так и их. Естественно, такой человек будет считать, что он очень тяжело трудится, и если судить по усталости, то так оно и окажется. Однако, если мы посмотрим на результат, а еще лучше на долговременные последствия, то решим, что такая работа, в сущности, является бездельем, а порой даже вредительством. Возможно, именно временное безделье такого человека было то, что позволило бы другим людям легко сделать всю работу.

Это был довольно грубый пример, вполне понятный большинству людей. Когда же дело касается более "тонких" вещей, например, учета долговременных последствий наших шагов, тут мы обычно начинаем пробуксовывать. Из-за непонимания этого возникают понятия добра и зла. В самом деле, очень трудно бывает просчитать, как отзовется через неделю наше сегодняшнее решение. А через месяц? А через год? Поэтому и получается, что добро завтра становится злом, а послезавтра снова добром и так до бесконечности. Если даже в таких вещах трудно проследить цепь причин и следствий, то что и говорить о психике. Уж слишком все неочевидно, все неконкретно, все зависит от выбора текущей точки зрения.

Ключевым моментом в том, что мы будем получать практикуя технику медитации, является качество усилия. По жизни мы знаем, что поднимать тяжелый груз, делать кропотливую работу, решать сложные уравнения - это все совершенно разные работы, хотя выложиться до состояния половой тряпки можно в каждой из них. Давайте рассмотрим, с какими видами усилия нам предстоит столкнуться в процессе медитации, и в нашей обычной жизни.

Тупое упорство (механическое усилие) К оглавлению

Когда мы начинаем медитировать и имеем только правила поведения, у нас есть лишь одна возможность действия - "тупое" исполнение. Собственно, при такой убогой начальной информации ничего более правильного представить себе и невозможно. С этой позиции мы просто "стискиваем зубы" и делаем, как нам сказано. От такого рода усилия отдает армейской выправкой - непонятно, что мы делаем, непонятно зачем - действуем, потому что такой приказ.

Есть люди, которые чувствует себя весьма комфортно только тогда, когда их ведут жесткой рукой. Конечно, это удобно, когда за тебя все решили, и тебе не надо думать самому. Такой род усилий, что бы не говорили его приверженцы, довольно экономичен. Ведь механическая активность не подразумевает траты сил на разрешение внутренних конфликтов, связанных с принятием решения.

Нравится нам это или нет, но начинать нам приходится с банального обезъянничания, ибо подражание более опытному человеку оказывается самой эффективной стратегией, когда мы попадаем в абсолютно новую ситуацию. Однако, когда дело касается выполнения техники медитации, то возникает ряд важных моментов. Чаще всего мы медитируем для того, чтобы ...

Либо нам нужно здоровье, либо успех, либо спокойствие. В таком явлении как медитация, изначальная мотивация очень важна, ибо она будет вас вести, и она же вас ограничит. Как только здоровье будет поправлено, или как только появится успех, или вы успокоитесь, мотивация медитировать исчезнет. Результаты брошенной медитации будут длиться еще некоторое время по инерции, но потом и они исчерпают себя. Захочется после этого продолжать медитировать или нет - большой вопрос, ибо уже один раз ожидаемого чуда не произошло. Но чудес не бывает, медитация сродни душу - это средсто ментальной и эмоциональной гигиены, поэтому подход: "мыться я пробовал - через год опять чешешься" - здесь не уместен. Медитация нужна ради самой медитации, как зарядка или чистка зубов - это будет, пожалуй, самым правильным подходом к ней.

Вторым важным моментом является наше поведение во время медитации. Как только вы приступили к выполнению техники, все ваши мотивации должны отойти на задний план. На время техника должна стать самодостаточной и самой себя ведущей. Если это будет не так, то ваша мотивация станет вашей же помехой, постоянно мешающей честно выполнять технику, оттягивающей на себя внимание и не дающей расслабиться.

Абстрактное знание (концептуальное усилие) К оглавлению

Вроде всем хорошо тупое повторение, но не тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то принципиально новым. Тогда натренированное поведение становится неэффективным. Можно, конечно, попытаться решить все просто тупо увеличив количество усилий, не меняя его качества, но это во-первых, может не дать результата, а во-вторых, даже, если результат будет, то долговременные последствия, скорее всего, будут плачевными. Так что область применения этого рода внутренней работы сильно ограничена: либо тем, что ПОНАЧАЛУ вас ведет опытный человек, либо тем, что вы уже ходили этим путем много раз, и вам незачем ПОКА искать другой. В остальных случаях данное усилие заведет вас в тупик.

Теперь представьте себе ситуацию, когда вместо конкретных инструкций вам подробно описали, почему надо поступать так, и почему не надо поступать иначе, а также какие последствия будут иметь конкретные ваши действия. В этой ситуации вам придется усвоить и запомнить большое количество информации. Скорее всего, для этого вам придется обложиться книгами и сидеть корпеть над ними долгими вечерами, а днем слушать умных людей, которые готовы поделиться своим знанием об "окончательной истине".

Каждый раз, когда мы усвоим новый, пусть даже небольшой, объем знания, у нас будет возникать настойчивое желание сразу использовать его в технике. Само по себе это не плохо, но вся проблема в том, что мы будем еще не готовы к тому, чтобы использовать это знание правильно. Оно пока подобно недорисованной картинке - домик есть, а что вокруг его еще не ясно. Но именно окружение, именно детали и мелочи определяют, как надо простроить технику медитации, чтобы ее эффективность возрастала, а не падала. Мелочи, много мелочей надо узнать и запомнить. Но и этого мало, надо сделать так, чтобы из кучи разрозненных факов получилась единая целостная картина. Вот к какой работе мы приступили.

Уже страшно? Зато потом появляется простор для экспериментов. Хочешь так поступи, хочешь иначе, и, если новые правила поведения соответствуют полученному знанию, все будет в порядке. Встав на данную ступень, мы уже сами можем позволить разрабатывать методики и технологии, используя их самостоятельно и предлагая другим людям для механического повторения.

Одно плохо - знание-то абстрактное, оно оторвано от жизни, а потому, скорее всего, содержит большое количество ошибок. Ведь очень трудно передать знание так, чтобы оно не "сломалось" по дороге, и ничего важного не потерялось в процессе передачи. Особенно это актуально в психологии, так как она оперирует таким неочевидным знанием как знание о внутренних процессах в психике. А поскольку тот, кому знание передается, часто бывает уверен, что правильно понял доносимую до него мысль, хотя на самом деле это не так, а у того, кто знание передает, нет возможности об этом узнать, то неудивительно, что люди вынуждены год за годом, набивая себе шишки, сами до всего доходить методом проб и ошибок. И каждый раз, делая очередную ошибку, они думают, что уж в этот-то раз они поступают правильно.

Опыт (практическое усилие) К оглавлению

Однако, однажды устав от погони за призраками абстрактного знания, и осознав относительность его пользы, вы уже не сможете позволить себе действовать не проверяя эффективность своих познаний на практике. Для этого предстоит сверять свои действия со своим же знанием, а знание с результатами этих действий. А это задача очень нетривиальная.

Дело в том, что абстрактное знание подобно полуфабрикату: в своем обычном виде оно абсолютно бесполезно. Его надо "приготовить". Например, вам могут рассказать о том, как устроен электрический чайник тогда, когда вы даже не держали его в руках, и вам предстоит научиться применять это знание, когда такой чайник в них окажется. И тут вас будут ожидать две проблемы:

  1. Во-первых сперва эту непонятную штуку надо будет распознать как чайник, ведь она легко может оказаться кастрюлей, о которой вы тоже когда-то слышали, или микроскопом, или компьютером, о существовании которого вы до сего момента даже не подозревали(к примеру).
  2. Во-вторых всю информацию, которую вы имеете о чайнике, надо будет сопоставить с реальным объектом. Возможно для этого его понадобиться не раз собрать и разобрать. Скорее всего, придется провести целую тучу экспериментов, прежде чем вы поймете, какую часть этого чайника вам называли кнопкой, какую шнуром, куда надо втыкать шнур, что такое втыкать, и вообще, что такое разогрев воды. Вероятно вам понадобится дополнительная информация (в данном случае об электричестве), которую тоже непонятно, откуда взять. И скорее всего, вы научитесь обращаться отнюдь не с первым, попавшимся вам в руки чайником; первые же падут жертвой жажды познания, будучи разломанными и не собранными обратно.

Не надо думать, что я говорю банальные вещи. Конечно, пример довольно странный, все мы умеем пользоваться чайником. Могу даже слышать возражения человека, что, он уж как-нибудь сможет составить себе представление о чайнике, если ему дать грамотное описание оного. Это так и не так одновременно. Само понятие грамотности при обучению уже является фикцией. Малоподробное описание приведет к додумыванию, и, как следствие, обязательным ошибкам. Очень подробное описание запутает, важные моменты начнут пропускаться, а второстепенные выпячиваться, что, опять же, приведет к ошибкам. В идеале, надо бы сделать описание для конкретного изучающего, с учетом его опыта и знаний. Но поди разбери, что он там знает, и в чем у него есть опыт. Объяснить обучающему он этого не может, по тем же причинам, почему объясняющий не может объяснить ему, как надо объяснять ему конкретно. Круг замкнулся. А выбираться из него каждому придется самому, в одиночку, методом экспериментов, проб и ошибок. Рост понимания - это процесс интимный.

Заметьте, оценка реалистичности знания нужна для того, чтобы мы адекватно воспринимали мир, а отнюдь не для того, чтобы на основе его генерировать новые абстрактные теории. Если мы начнем поступать так, то быстро или медленно, но обязательно потеряем интерес к реальной стороне дела и переключим все наши усилия на построение новых концепций, ценность которых невелика. Это будет равносильно тому, что нас отбросило назад. Правда нужна ради самой правды, а не ради возможности ее применения.

Самоотчет (эмоциональное усилие) К оглавлению

Предположим, что радостно воспользовавшись очередной "панацеей", мы теперь до всего пытаемся дойти сами. Мы сами решаем, где добрать нужной информации, какие эксперименты проводить, чтобы сверить это знание с реальностью и, либо отбросить его, либо принять, либо временно отложить. Мы постоянно проверяем все свое знание на "вшивость", пока не убедимся, что оно адекватно жизни. Однако при этом мы, скорее всего, не замечаем одной очень важной вещи, а именно - своей тайной предубежденности, пронизывающей все наши эксперименты и все наши усилия.

Возможно мы раньше никогда спрашивали себя: "почему нам нравится то, что нам нравится, и почему нам не нравится то, что не нравится?"; "почему нам сегодня приходят в голову одни мысли, а завтра другие?"; "почему мы вообще этим занимаемся?!". Казалось бы довольно странные вопросы. Мы такие, какие мы есть, зачем об этом спрашивать? Однако это является очень важным моментом работы.

Мы обусловлены всеми нашими годами жизни. Сначала мы подражали родителям, потом учились у них, потом стали учиться у учителей, во дворе, в институте, на работе. Мы впитывали навыки, движения, мимику, чувства, мысли, привычки. Мы являемся конгломератом навеянных другими людьми чувств, желаний, страстей, предубеждений. Тут порылся и наш начальник, и бывшая любовь, и телевизионная реклама. В нашей жизни так много наносного, что Нас самих за этим даже не видно.

В этом не было бы ничего страшного, если бы все, чему мы были научены, было адекватно жизни, но это не так. Наши родители так же ошибались, как и мы, как и их родители, так же как и родители их родителей. Мы являемся достойными продолжателями традиции делать глупости. Если мы хотим, чтобы на нас эта традиция прекратилась, то должны разобраться со всем хламом, который усвоили за всю свою жизнь.

Нам предстоит понять одну важную истину - мы верим, хотим, предпочитаем не потому, что нечто является правильным и ценным, а потому, что привыкли так верить, так хотеть и так предпочитать; все, что привычно, является предпочтительным, желается и выбирается.

После этого, мы будем должны пересмотреть все свои мысли, чувства, предпочтения так, как будто они являются чувствами другого человека. Делая дела, общаясь с людьми, путешествуя, отдыхая, мы будем разделять внимание на две составляющие: одна, как и раньше, будет направлена то, что мы делаем или не делаем, а другая будет пристально всматриваться в нас самих, наблюдать, замечать, запоминать, как же мы это делаем (или не делаем). Поначалу это будет очень трудно, потом это нас запутает, потом будет отчаяние, а потом картина начнет складываться, и мы увидим, как сильно мы раньше заблуждались, и как все просто на самом деле.

Хочу вас однако предупредить - правильное усилие на данном этапе предполагает, что адекватное самовосприятие нужно ради адекватного самовосприятия. Если же вы пытаетесь использовать его использовать в личностных целях, как то: деньги, успех, сила, здоровье, власть, слава, бессмертие и т.д., - то такое лицимерие моментально отбросит нас назад. Запомните - усилия на достижение личностных целей находятся не далее уровня практичности, а чаще на более примитивных уровнях. Как только вы вступили на этап самоотчета, любая попытка получить выгоду из того, что вы делаете, должна напоминать вам: "вы опять захотели нечто, что вас научили хотеть". Такая неискренность в мотивации будет тем бревном на пути, о которое мы будем спотыкаться, падать и снова подниматься до тех пор, пока не увидим это препятствие.

Ясно-видение/ просветление/ ясность (фокусирующее усилие) К оглавлению

В те короткие моменты ясности, когда жизнь станет не просто кучей фактов, противоречий и мнений, а предстанет как единая картина (а надо помнить, что вам не скоро удастся удерживать состояние ясности сколь-нибудь долго), вы сможете очень многое для себя прояснить. Все, что вам будет нужно для этого - это направить внимание на объект, относительно которого вы хотите получить информацию, и вы увидите, как с ним на самом деле обстоят дела. Эти моменты совершенно незабываемы, но они требует довольно много энергии. Порой эту энергию придется копить месяцами, а израсходуется она за несколько минут. И, конечно, не удастся ее накопить, если она систематически тратится впустую.

Поэтому рекомендуется использовать такие моменты ясности для того, чтобы выявить те внутренние конфликты, те проблемы в себе, с которыми вы не смогли разобраться простым самоотчетом (предыдущий уровень). Ничто не тратит столько энергии, как борьба с самим собой. Чем меньше вы принимаете участие в этом непрекращающемся турнире нанайских мальчиков, тем быстрее будет набираться нужное количество энергии, и тем чаще вы сможете видеть вещи, такими, как они есть. Пусть ясность будет всего лишь продолжением попыток самоотчета, но только на другом, более высоком, уровне.

И, опять, помните и остерегайтесь использовать это состояние для достижения личностных задач. Если на прошлом этапе вас всего лишь мягко отбрасывало назад, то на данном это будет равносильно падению со скалы. Это будет взрыв галлюцинаций. Нашествие призраков просто сметет вас, скинет в самый низ, и придется все начинать с нуля. Поэтому, воспользуйтесь лучше поиском правды. Поймите, кто есть вы. Если вы найдете настоящего себя, то уж "найденный вы", знает, что надо делать. Эту часть психики называют по разному: одни говорят, что это "высшее Я", другие называют это "Христом", третьи "Буддой", четвертые "Учителем", пятые "Воином", - внезависимости от названия, это, пожалуй, единственное, что стоит искать. В любом случае, это то, что решит ВСЕ ВАШИ проблемы.

Что предстоит доделать К оглавлению

Связь типа усилия с типом внимания К оглавлению

Идея о том, что тип усилия связан с типом внимания. Изменение типа усилия повлечет за собой изменения типа внимания, и наоборот. Например, когда человек пытается решить проблему с уровня абстрактного(концептуального) знания, он автоматически начинает выделять те факты из жизни, которые согласуются с данным уровнем, что приводит к переключению внимания на уровень абстракций. Обратно, когда внимание человека увлечено теориями, и в поле его внимания нет ничего, кроме них, он может только играться идеями или спуститься до уровеня тупого упорства, пытаясь жестко проводить эти идеи в жизни.

Чтобы подняться на более высокий уровень, надо отказаться от текущего, нащупать желаемый уровень внимания, спозиционироваться на него, и уже оттуда переоценить всю информацию, с которой до этого имел дело.

Что делать не надо, но оно само делается К оглавлению

Обратить внимание на то, что часто более примитивное усилие вторгается в более тонкое и блокирует дальнейший процесс, оттягивая на себя внимание и таким образом откидывая назад. Это происходит потому, что предыдущие ступени уже освоены, и старые навыки лекто вспоминаются, в то время как новые навыки находятся только на стадии освоения, и потому требуют постоянных сознательных усилий для своего поддержания.

Не пытайтесь перескакивать через ступени К оглавлению

Обратить внимание на то, к чему приведут перескоки через этапы.

  • Знание без техники приведет к пустомельству и разбросанности, оно будет не организованно (целью), и никуда не приведет;
  • Практика без знания приведет к стохастическим попыткам и случайному набиванию шишек (знание задает направление поиска и ориентиры в пути);
  • Самоотчет без практичности запутает человека, он не сможет отличить, где он видит свои проблемы, где чужие, а где просто учение, узнанное им когда-то;
  • "Ясность" без самоотчета приведет в Кащенко. Ибо способность ярко и четко видеть внутренний мир, но при этом не умея распознавать, как мысли и чувства взаимодействуют между собой, приведет к выдаванию желаемого за действительное, к невозможности разобраться, где кончается воображение и начинаются реальные факты.

Об использовании медитации в личностных целях К оглавлению

Все личностные цели лежат не далее практического вида усилия. Начиная с эмоционального любые попытки добиваться чего-то для "себя" будет откидывать вас обратно на нижние уровни.

Указать на то, насколько необходима при медитации искренность. Если человек делает все ради пряников или из страха кнута(болезни, смерти, поражения, потери), то это означает, что им владеет некая невротическая программа. Уже сам этот факт может служить сигналом, что он сбился с правильного пути. Если же он ищет знания ради самого знания, то это часто служит указанием, что он на правильном пути. Однако даже это может быть самообманом (возможно он просто хочет быть правильным и получить одобрение), особенно после прочтения данного параграфа. Сей параграф написан не для того, чтобы заставлять себя думать, будто нам ничего не нужно, а для того, чтобы была возможность в любой момент оценить свою искренности и свои намерения.


В.А.Б.

Дата последнего изменения: 13 марта 2005.

 <<Ранее   
 
 Далее>> 


[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz