4. О случае непреднамеренной активности О.П. (окончание).

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Оглавление
          О физическом наблюдателе и операторе психофизики

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

 

4. О случае непреднамеренной активности О.П. (окончание).

Юрий Карпенко

 

Чья-то молитва: "Господи! уведи нефть поглубже от людей в Землю", - звучащая одновременно с образом волны, поднимающейся снизу вверх и заканчивающейся оранжевым шаром в голове.

Выход стрессов после ТМ-сидхи (1992 г.).

 

Чей-то сильный голос неожиданно и громко говорит прямо в середину груди: "Русские святые! Вставайте!!" - у отдыхающего медитатора слезы брызнули из глаз.

Выход стрессов после ТМ-сидхи (1992 г.).

 

Спокойный дружелюбный (внутренний) мужской голос спрашивает: "Сколько человек в палате?". Бывший медитатор спокойно и дружелюбно (внутренне) отвечает: "Четырнадцать". А сколько врачей? Один на шестьдесят больных.

Продолжение выхода накопившихся стрессов (1993 г.).

 

 1. Введение

В [7] показано, что в тех теоретических построениях, в которых наблюдатель существенен для процесса змерения, появляется второй наблюдатель. роанализирован некоммуникативный случай его активности и показано возникновение двух предельных познавательных ситуаций. В [8] предложена двустадийная структура преднамеренной активности оператора психофизики, в [9] аргументированы тезисы о сопоставимости непреднамеренной активности оператора психофизики с процессом смерти по крайней мере в одном случае и необходимости привлечения представлений о коллективных структурах сознания(бессознательного) для описания этой активности.

В данной статье предложена еще одна предельная познавательная ситуация.

Примечание: часть данного материала, связанного с [14], перекрывается статьей "ТМ: душа и чистое сознание", отличие состоит в уточнении, касающемся [16], а также, и это главное, в изменении перспективы, в которую помещается предлагаемый анализ.

В отношении исследования оператора психофизики речь идет об очевидной неполноте парадигмальных для психофизики представлений, основанных на категории сознания(особые состояния сознания как необходимое условие раскрытия экстрасенсорных способностей[12, 13]), которая вместе с категорией материи считается счерпывающей в мировоззренческих конструкциях, игнорирующих конечность человеческого существования. Ведь человек - это не только бессмертные субстанции, но и это смертное тело. Что представляется междисциплинарно, в частности, физически ундаментальным, особенно в связи с процессом смерти (cм., например, изменение веса в агонии [9]). Предлагаемый здесь предел познавательной деятельности состоит в том, что оператор психофизики находится как в поле влияния ценностей и познавательных установок естествознания, по образцу которого строится познавательная деятельность и организационная структура сообществ сследователей, в том числе и ВПК-фундированная, так и в поле межконфессионального влияния. Ценности и познавательные установки естествознания выражаются, в частности, в асимметрии субъект-объектных отношений.

Воспроизводя эти отношения и себя в них, субъект естествознания не только наблюдает и свидетельствует зменения, происходящие в объекте, но и стремится к экспериментированию, к контролю над объектом (воспроизводимость экспериментальных данных), его ментальному проектированию и конструированию (предсказуемость поведения объекта). Асимметрия этих отношений выражается в том, что за объектом (как теоретико- методологической конструкцией, а не как Природой) не предусмотрено возможности ответить тем же. Когда объектом исследования является не человек, а, например, испытуемый, пациент, особь вида homo sapiеns, носитель тех или иных психических способностей, обладатель или не обладатель тех или иных представляющих специальный или коммерческий интерес внутренних органов, то эта асимметрия познавательно-властных отношений привычно-понятна. Если же учесть тот факт, что оператор психофизики вовлечен в свою деятельность не так же, как испытуемый, скажем, в экспериментах по исследованию физиологии зрительного восприятия, т.е. он по самой своей природе не только дисциплинарен и меж-дисциплинарен, но и конфессионален и межконфессионален, то можно ли принять эту асимметрию? О ее неадекватности в науках о человеке, как мне кажется, свидетельствует, например, наличие проектов "христианской психологии" [11].

Предельность познавательной ситуации оператора психофизики, о которой здесь идет речь, связана именно с этим вопросом. Формулируется же она в терминах указанной выше неполноты, продемонстрированной на примере формального анализа работ [14;16] и выражающейся в том, что Махариши Махеш Йоги, мудрец, породивший за почти 50 лет своей международной деятельности не имеющее аналогов движение, достигший просветления, высших состояний сознания, освобождающих его от колеса рождений и смертей, в своей фундаментальной работе, не акцентируя на этом столько же внимания, сколько на высших состояниях сознания, около 40 лет назад писал о том, что почти в самом конце своего восхождения в высшие состояния сознания человек вспоминает о душе. Если мы примем этот уровень, то должны будем признать, что здесь уже никого нет. Здесь нет и не может быть никаких исследователей, никакого второго человека-наблюдателя. Я- бог или бог во мне - предоставим этот выбор тем, кто достиг этого уровня [16]. Но: "по плодам их узнаете их".

 2. О понятии души в работах Махариши Махеш Йоги

В данном пункте предложен формальный анализ употребления слова "душа" (soul) в [14;16]. Ключевыми понятиями в этом учении являются состояния сознания, как устойчивые стили функционирования психофизиологии человека(начиная с известных трех: сон, сновидения, бодрствование), высшие состояния сознания, просветление, т.е. освобождение от колеса рождений и смертей в рамках теории кармы. Соответственно, наиболее часто используются следующие понятия: чистое, трансцендентное, космическое, божественное состояния сознания, а также, ум, нтеллект, чувства, ощущения, тело.

 2.1. Понятие "душа" в переводе и комментариях Махариши Махеш Йоги к "Бхагавад-Гите".

Слово "душа" не спользуется в переводе первых шести глав текста "Бхагавад-Гиты", в комментариях к этому священному тексту оно используется 5 (пять) раз и впервые встречается в комментарии к 11 шлоке V главы "Бхагавад-Гиты" [14]. В двух других местах, где далее в комментариях упоминается душа, говорится о том, что великие индийские правители и святые почитали Бога всем своим существом, в состав которого входит и душа.

11 шлока V главы в переводе Махариши Махеш Йоги гласит.

Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами

йоги, отказываясь от привязанности,

совершают действие для самоочищения.

Комментарий к ней: "Здесь Господь разъясняет необходимость для самоочищения. К какому состоянию самоочищения стремится йог, когда он совершает действие? Разве благодаря практике самадхи, йог уже не обладает чистым состоянием сознания? Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу? По-видимому, нет, потому что Господь здесь ясно выражает потребность в совершении действия для той степени очищения, которую не достичь с помощью самадхи" ([14], с.253-254). Дальше в комментарии развивается тема самоочищения(об этом ниже), но слово "душа" при этом не используется.

Отдавая должное мудрости Махариши Махеш Йоги фиксируем ключевой для данной статьи вопрос:

"Разве практики самадхи недостаточно для того, чтобы очистить душу?"

Напомню, что самадхи - это высшая ступень йоги по Патанджали, одна из высших ценностей великой религиозной традиции индийской йоги. Это означает, что этот контекст употребления понятия "душа" имеет высочайшую религиозную значимость, хотя это специально не акцентируется и специально этот вопрос нигде в работах, о которых идет речь, не обсуждается.

В приложении к переводу и комментариям первых шести глав "Бхагавад-Гиты" в контексте комментирования второго стиха 1 главы "Бхагавад-Гиты" в свете шести основных школ индийской философии понятие души впервые разъясняется в терминах системы Вайшешики. Согласно этой школе ндийской философии, душа является восьмой з девяти субстанций, лежащих в основе всего сущего, наряду с четырьмя первоэлементами и др. На ее существование, как отдельной субстанции, наряду с некоторыми конкретными моментами ункционирования организма человека указывают также факты жизни как таковой, умственной деятельности, зменения в области чувств, удовольствие, боль, желание и усилие.

Девятой, конечной субстанцией, является ум, трактуемый как способность, отвечающая за то, чтобы давать знание душе о ее контакте с чувствами и их объектами [14]. апомню, что ТМ - это техника медитации, в которой используется естественные свойства ума [16]. В частности, если одной из характеристик души является усилие, то одно з важнейших особенностей ТМ является отсутствие усилия, концентрации. Согласно [14], в системе Вайшешики, исследующей эти девять субстанций, вопрос об их различении является ключевым. То есть и вопрос о том, как можно "приблизиться" к душе для подтверждения ее особых качеств, как отдельной субстанции. По этому поводу в[14] отмечается следующее: "... чтобы приблизиться к душе, необходимо идти от опыта области чувственной деятельности, пока, выйдя за пределы тончайшей умственной деятельности, человек не достигает области чистого Бытия, которое является чистым сознанием, основой всякой деятельности. олько благодаря этому процессу, звестному как ТМ, ум может близко познать тонкие области относительного существования, на которые Канада (автор Вайшешики - Ю.К.) ссылается как на составляющие особые качества души, и это составляет цель учения Вайшешики" ([14], с.354-355).

Последнее упоминание души связано с системой Веданты, в которой она соотносится с абсолютным "Я", Атманом. Под влиянием неведения, авидьи Атман на уровне человека проявляется как джива или ндивидуальная душа, которая участвует в ндивидуальной деятельности. Далее эти понятия не проясняются, но подчеркивается, что знание о жизни в учении Веданты не доступно обычному человеческому разуму, поэтому предпосылкой для его получения является повышение уровня сознания, одним з средств которого, согласно [14], является М.

Махариши Махеш Йоги не использует слово "атман" ни в переводе "Бхагавад-Гиты", ни в комментариях к ней, хотя понятие "высшее "Я"", тождественное чистому сознанию, Бытию, является одним из ключевых в его учении и в переводе "Бхагавад-Гиты" встречается очень часто. Если сравнить в этом отношении его перевод с тремя другими переводами на русский язык "Бхагавад-Гиты", то обнаружится следующее. Свами Прабхупада, как и Махариши Махеш Йоги, излагающий свое учение в форме комментариев к священному для индусов тексту "Бхагавад-Гиты", не использует понятие "атман" в первых шести главах [3]. В переводах "Бхагавад-Гиты" на русский язык Б.Л.Смирнова [2] и В.С.Семенцова [15] понятие "атман" используется (в первых шести главах) 18 раз у Б.Л.Смирнова (II.45, 64; III.17,30,43; IV.41,42; V.16,21,26; VI.7,18,20,25,26,28,29,32) и 12 раз у В.С.Семенцова (II.64; III.17,28,30,43; V.16,21,; VI.7,18,20,25,32), - как правило, его употребление соответствует понятию "высшее "Я"" Махариши Махеш Йоги.

 2.2. Слово "душа" в работе "Наука бытия и искусство жить".

В работе [16] слово "душа" употребляется 5 (пять) раз в контекстах локальной смысловой значимости, иногда в переносном смысле. Например: "Наибольшая сила, которую человек может обрести для удержания окружающих в гармонии и соответствии с целью своих действий - это поддержание чистоты своей души, ума и тела, чистоты цели действия и искренней преданности деятельности" (с. 165, здесь и далее почти подстрочный перевод мой - Ю.К.). "Когда вы собираетесь встретиться с кем-нибудь, подумайте о том, что вы ему дадите, чем бы это ни было: конкретным подарком, словами приветствия,..., или хорошими новостями для его тела, ума или души" (с. 180). "Догматические аспекты религии определенно необходимы, потому что для того, чтобы была душа, необходимо тело" (с. 252).

Кроме этого, в неоднократно встречающихся перечислениях состава человека: человек - это эго, интеллект, ум, органы чувств, тело (с.25); различных зненных проявлений: тело, ум, нервная система, действия, речь, мысль, дыхание, поведение и окружение (с.57); перечислении внутренних, субъективных аспектов жизни: ндивидуальная жизнь - это эго, нтеллект, ум, органы чувств, и прана - нигде не встречается слово "душа".

Таким образом, проведенный формальный анализ использования слова "душа" в [14;16] показывает, что оно используется очень редко, в комментариях к "Бхагавад-Гите" - в контекстах высочайшей религиозной значимости. С точки зрения Махариши Махеш Йоги, медитативной практики высших состояний сознания не достаточно для очищения души. Более детально последнее утверждение проанализировано в следующем пункте. Замечу также, что интереснейшую, как мне кажется, параллель этой постановке, этому напряжению в великой религиозной традиции, обозначенному в [14], можно усмотреть в работе [13a], в которой предложен анализ судеб категории сознания и понятия души в истории европейской философии(подробнее об этом см. в статье "ТМ: душа и чистое сознание").

 3. Душа и высшие состояния сознания.

Вернемся к процессу самоочищения (см. выше), а также к процессу, с помощью которого, согласно [14], можно удостовериться в особых качествах субстанции души. В комментарии к 11 шлоке V главы Махариши Махеш Йоги развивает тему самоочищения и различает три ее стадии: а) от бодрствующего состояния сознания к чистому, т.е. начало регулярной практики ТМ; б) от чистого сознания к космическому и в) от космического к божественному. Если практика успешна, то состояние чистого сознания, самадхи, становится все чаще и чаще доступным во время ежедневной медитации. Согласно описанию субстанции души, это означает, что уровень существования души все чаще и чаще становится доступным адепту во время практики. Что происходит с душой человека на этой стадии расширения сознания?

В такой форме вопрос не ормулируется, а предлагается продолжать практику очищения сознания дальше, культивируя космическое сознание, в котором подготовленная нервная система человека одновременно поддерживает в течение дня одно из основных состояний сознания (бодрствование, сон, сновидения) и чистое сознание. Это уже другой уровень сознания и, казалось бы, что "этот опыт полной обособленности высшего "Я" от деятельности мог бы означать кульминацию процесса "самоочищения"" ([14], с.255). Но оказывается, что это не так, несмотря на то, что адепт становится инструментом божественной воли, а уровень его сознания таков, что субстанция души, согласно ее определению по системе Вайшешики [14], доступна ему уже в повседневном опыте, а не только во время практики медитации. Одной из (один раз упомянутых) характеристик космического сознания является возможность независимого ункционирования ума, интеллекта, чувств и ощущений(как мне кажется, примерами этого могут служить эпиграфы к данной статье). Многократно подчеркивается "опыт полной обособленности высшего "Я" от деятельности" как фундаментальная характеристика космического сознания [14].

Ответ на вопрос о деятельности, необходимой для очищения души, дается только на уровне божественного сознания, когда преодолевается двойственность опыта космического сознания, т.е. отделенность "высшего "Я"" от повседневной деятельности, когда "космическое сознание развивается в сознание Бога, благодаря наиболее утонченному виду деятельности, деятельности преданности (курсив мой - Ю.К.). Вот каким образом процесс очищения совершается до окончательного завершения через действие" (там же).

Таким образом, деятельность, необходимую для очищения души при расширении сознания в ходе медитативной практики, проясняется только тогда, когда повседневному опыту адепта становится доступен уровень божественного сознания. Этой очищающей деятельностью оказывается преданность Богу, которым в контексте "Бхагавад-Гиты" может быть только Кришна.

Если исходить из перспективы развития программы ТМ, кратко обрисованной в 1987 г. в[18], то можно обнаружить, что вслед за техникой ТМ-сидхи, основанной на сутрах Патанджали (см., например, III. 23, 24, 26 - 31, 33, 42[10]) и состоящей в сознательном, преднамеренном внесении активности (ключевых слов из) сутр в покой достигнутого благодаря 20-минутной практике медитации чистого сознания, ожидалась техника, основанная на корпусе сутр Джаймини, когда активность спонтанно проявляется в покое, а затем - техника, объединяющая и завершающая все это. Интересно, что, согласно замечанию Его Святейшества Далай Ламы XIV, буддистская медитация на пустоте (Б.Л.Смирнов находит много общего в йоге, представленной в "Бхагавад-Гите", и высших практиках буддизма [2]) различает два случая прихода богов: когда адепты их сознательно призывают и когда они приходят сами [17]. епросвещенным остается только понять, что же это так спонтанно и настойчиво проявляется... А также понять, что означают слова псалмопевца: "Всякое дыхание да славит Господа".

 4. Заключение

Подведем некоторые итоги. редложенный в данной статье предел субъект-объектного анализа обусловлен тем, что человек является не только объектом междисциплинарного сследования, но и межконфессионального влияния. Это неизбежно и по существу дела для оператора психофизики. Если следовать постановке вопроса о соотношении высших состояний сознания и души, о которой говорилось выше, то там, где человек осуществляет этот свой выбор, нет места субъект-объектному анализу, нет места сследованию, хотя в то же время выше мы видели существование субстанционального подхода (см. также обзор[13a]).

Кроме этого, ясно, что человек, проводящий эксперимент по регистрации характеристик того или иного природного процесса, т.е. физический наблюдатель, - это не весь этот конкретный человек, не все его возможности, т.к. он же может принять участие в экспериментах по мысле-волевому влиянию на этот же процесс, т.е. стать оператором психофизики и, соответственно, перейти из одной традиции знания и веры в другую. Из большой, подлинной, настоящей науки в псевдо-, лже- и паранауку. Эта частичность, как мне кажется, обусловлена тем, что физический наблюдатель и оператор психофизики тесно связаны с некоторыми коллективными структурами сознания (бессознательного), а как соответствующие сообщества они существуют бок о бок уже почти 400 (четыреста) лет, начиная с размежевания ученых с магами и герметистами в XVII веке [4]. Хотя в исчезновении гуры философа-теурга аналог этой бифуркации, как мне кажется, можно проследить в истории европейской философии еще в начале новой эры [1].

Как "частичности", как "коллективности" физический наблюдатель оператор психофизики подлежат анализу. В последнем случае под "частичностью" я имею в виду метафору, кажется, принадлежащую Патанджали о том, что сидхи, совершенные способности - это цветы при дороге. Греки гомеровского периода считали магию проявлением недопустимой гордыни перед богами [15a]. Будем помнить, однако, о различении преднамеренной и непреднамеренной активности оператора психофизики. адежда состоит в том, что анализ коммуникативного случая второго наблюдателя (о некоммуникативном случае см.[7]) может пролить дополнительный свет на эту частичность, на коллективные структуры сознания (бессознательного) и соответствующие м языки [5,6].

 Литература

  1. С.С.Аверинцев, "Эволюция философской мысли, Культура Византии. IV - первая половина VII в.", Москва, наука (1984), с. 42-77.
  2. Бхагавад-Гита. Перевод с санскрита и комментарий Б.Л.Смирнова, Легенды о Кришне. Жизнь и учение, Москва, Одиссей (1995), с. 413-521.
  3. Бхагавад-Гита как она есть. Перевод с санскрита на английский и комментарий Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады. Вильнюс, ЛИТУАНУС (1990).
  4. В.П. Визгин, "Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени", Философско-религиозные истоки науки, отв. ред. П.П.Гайденко, Москва, МАРТИС, 88-141 (1997).
  5. Ю.П. Карпенко, "О способах передачи веры в знания. 1. "Канон" (обзор)", Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реф. Журнал. Серия 3, Философия. Москва, ИНИОН РАН, 1, 179-207 (1997).
  6. Ю.П. Карпенко, "Гуманитарные проблемы психофизики", Проблемы психофизики и антропный принцип, Москва, ИНИОН РАН, 5-75 (1998).
  7. Ю.П.Карпенко, "О физическом наблюдателе и операторе психофизики. 1. Второй наблюдатель".
  8. Ю.П.Карпенко, "О физическом наблюдателе и операторе психофизики. 2. Две стадии преднамеренной активности оператора психофизики".
  9. Ю.П.Карпенко, "О физическом наблюдателе и операторе психофизики. 3. Один случай непреднамеренной активности оператора психофизики".
  10. Классическая йога. "Йога-сутры" Патанджали "Вьяса-Бхашья". Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И.Рудого. Москва, серия "Памятники письменности Востока", CIX, Наука (1992).
  11. В.А.Лекторский, "О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской зики и христианской психологии", Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления, под редакцией И.Т.Касавина и В.Н.Поруса, СПб, РХГИ (1999), с. 205-216.
  12. А.Г. Ли, Ясновидение: Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. Москва, фонд парапсихологии им. Л.Л. Васильева (1994).
  13. А.Г. Ли Разработка способов управления состояниями мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. Москва, фонд парапсихологии им. Л.Л.Васильва (1995).
  14. 13а. Н. Лобковиц, "К вопросу о "внутреннем мире"", Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления, под ред. И.Т.Касавина и В.Н.Поруса, б, РХГИ, 340-360 (1999).
  15. 14. Махариши Махеш Йоги о Бхагавад Гите. еревод и комментарий. Главы 1-6. СПб, АОЗТ "Кольна" (1996).
  16. 15. В.С. еменцов, Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике, Москва, Наука (1985).
  17. 15а. К.Хюбнер, Истина мифа, Москва, Наука (1996).
  18. 16. Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. N.-Y., Penguin Books (1968).
  19. 17. Tsong-kha-pa. The great exposition of secret mantra. Tantra in Tibet. Introduction of His Holiness Dalai Lama XIV, London (1977).
  20. 18. R.K. Wallece, The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment, Fairfield, MIU Neuroscience Press (1987).

Оригинал статьи находится по адресу: http://piramyd.express.ru/disput/karpenko/nab4.htm

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz