Истории с 71 по 80

    Независимые исследования. Трансцендентальная медитация. Программа Сидхи.
      Литература
        Плоть и кость дзен
          Сто одна история о дзэн

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

Сто одна история о дзен

 

Истории с 71 по 80

 

 71. Обучение молчанию

Еще до прихода в Японию дзэн ученики обучались медитации в школе Тэндай. Как-то четверо таких учеников, близкие друзья, решили провести семь дней в молчании.

В первый день все молчали. Медитация началась благоприятно, но к ночи, когда масляные лампы стали тускнеть, один из них, не удержавшись, крикнул слуге: “Поправь лампы”. Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил.

— Ведь мы же собрались не произносить ни слова, — заметил он.

— Ну и дурни же вы. Зачем разговариваете? — спросил третий.

— Один я ничего не сказал, — решил четвертый.

 72. Болван-вельможа

Как-то два учителя дзэн, Дайгу и Гудо были приглашены в гости к вельможе. Войдя, Гудо сказал хозяину: “Вы мудры по своей природе и имеете прирожденную способность к постижению дзэн”.

— Чепуха, — сказал Дайгу, — зачем ты льстишь этому болвану? Он может быть вельможей, но он ничего не знает о дзэн.

Так, вместо того, чтобы строить храм для Гудо, вельможа построил его для Дайгу и у него стал изучать дзэн.

 73. Десять последователей

Ученики дзэн дают обет не оставлять намерения изучать дзэн даже, если учитель станет их убивать. Обычно раньше резался палец, и клятва скреплялась кровью. Со временем обет стал простой формальностью, и поэтому ученика, погибшего от руки учителя Экидо, стали считать невинным мучеником.

Экидо был суровым учителем. Ученики боялись его. Однажды один из них, находясь на дежурстве, должен был отмечать время ударом гонга, но забыл ударить вовремя, заглядевшись на красивую девушку, проходившую мимо монастырских ворот. В этот момент стоявший прямо за его спиной Экидо ударил его палкой, и этот удар оказался смертельным.

Услыхав о происшествии, опекун этого ученика сразу отправился к Экидо. Понимая, что тот не виноват, он поблагодарил мастера за суровое учение. Экидо вел себя точно так же, как если бы ученик остался жив.

После этого ему удалось вырастить под своим руководством больше десяти просветленных последователей — число совершенно исключительное.

 74. Настоящее исправление

Всю свою жизнь посвятил Рёкан изучению дзэн:

Однажды он услышал, что племянник его, пренебрегая предостережениями родственников, тратит деньги на куртизанку. Поскольку этот племянник должен был сменить Рёкана в управлении семейным достоянием, то родственники, опасаясь в будущем растраты семейной собственности, попросили Рёкана принять какие-нибудь меры.

Долгий путь пришлось пройти Рёкану, чтобы навестить племянника, с которым он не виделся уже много лет. Увидев дядю, молодой человек очень обрадовался и пригласил его переночевать.

Всю ночь Рёкан просидел в медитации. Собравшись утром уходить, он сказал племяннику:

“Видно, старею я, так дрожат руки. Ты не поможешь мне завязать шнурок сандалии?”

Юноша охотно помог ему. “Спасибо, — сказал Рёкан, — вот, видишь, как с каждым днем человек все больше стареет и слабеет. Береги себя хорошенько”. И ушел, ни словом не помянув ни куртизанку, ни жалобы родственников. Но с этого утра мотовсгво племянника прекратилось.

 75. Характер

Ученик дзэн пришел к Банкэю и пожаловался:

— Учитель, у меня такой необузданный характер. Как мне исправить его?

— Это у тебя что-то уж очень странное, — ответил Банкэй, — ну-ка дай мне на него взглянуть.

— Я не могу показать его сразу сейчас, — ответил ученик.

— А когда же сможешь? — спросил Банкэй.

— Он проявляется неожиданно, — ответил ученик.

— Тогда, — заключил Банкэй, — он не может быть твоей истинной природой, иначе ты бы смог показать мне его в любой момент. Ты родился без него, и родители также тебе его не передавали. Подумай хорошенько.

 76. “Камень в уме”

Китайский учитель дзэн Хогэн жил один в небольшом домике в провинции. Однажды четверо странствующих монахов попросили его разрешения развести в его дворике костер, чтобы согреться. Пока они разжигали костер, Хогэн услышал их дискуссию о субъективном и объективном. Присоединившись к их компании, он сказал: “Вот большой камень. Как вы считаете, он внутри или снаружи вашего ума?”

Один из монахов ответил: “С точки зрения буддизма все есть воплощение ума, поэтому я бы сказал, что камень внутри моего* ума”.

“Как же тяжко должно быть твоей голове, — заметил Хогэн, — если ты носишь с собой в уме такой большой камень”.

* Просветленный человек не разделяет мир на субъективный и объективный, не отделяет своего ума от всеобъемлющего Целого (Дхармата-дхарма-кайя) (прим. пер.).

 77. “Непривязанность к пыли”

Китайский мастер дзэн времен династии Тан [618-907] по имени Зэнгэцу написал следующие наставления своим ученикам:

“Жить в миру и при этом не создавать привязанности к мирской пыли — и есть путь истинного ученика.

Видя доброе действие другого, вдохновляй себя следовать его примеру. Услышав об ошибке другого, советуй себе не повторять ее.

Даже находясь один в темной комнате, веди себя так, словно принимаешь высокого гостя. Выражай свои чувства, но не более, чем требует твоя истинная природа.

Бедность — твое сокровище. Никогда не меняй ее на легкую жизнь.

Человек может казаться глупым и все же не быть им. Он может лишь тщательно охранять свою мудрость.

Достоинства — плоды самодисциплины. Они не падают с неба сами, подобно снегу или дождю.

Скромность — основа всех достоинств. Пусть твои ближние узнают тебя прежде, чем ты заявишь о себе сам.

Благородное сердце никогда не понуждает себя. Слова его, как несравненные жемчужины, объявляются редко, но ценятся высоко.

Для преданного ученика каждый день счастливый. Время идет, но он не отстает никогда. Ни слава, ни позор не трогают его.

Суди себя, но не другого. Не обсуждай добра и зла.

Некоторые вещи, хотя и добрые, поколения подряд считались дурными. Поскольку цена справедливости может признаваться [лишь] столетия спустя, то нет нужды требовать немедленного признания.

Живи с целью, но оставляй результаты [своих действий] великому закону Вселенной. Каждый день проводи в мирном созерцании”.

 78. Истинное процветание

Один богатый человек попросил как-то Сэнгая написать что-нибудь для постоянного процветания его семьи, чтоб это можно было хранить, как сокровище, от поколения к поколению.

Сэнгай достал большой лист бумаги и написал:

“Умирает отец, умирает сын, умирает внук”.

Богач рассердился: “Ведь я же просил тебя написать что-нибудь на счастье моей семье! Зачем ты так шутишь?”

— Я не собирался шутить, — объяснил Сэнгай. — Если бы твоему сыну пришлось умереть прежде твоей смерти, это безмерно опечалило бы тебя. Если б твоему внуку пришлось покинуть этот мир раньше твоего сына, то оба вы были бы убиты горем. Если в твоем роду поколение за поколением будет уходить в записанном мною порядке — это будет естественным течением жизни. Вот что я называю истинным процветанием.

 79. Подставка для благовоний

Женщина из Нагасаки по имени Камэ была одним из немногих в Японии мастеров, делавших подставки для благовоний. Такая подставка была произведением искусства и могла находиться только в комнате для чайной церемонии или перед семейным алтарем.

Камэ, сменившая в этом мастерстве своего отца, любила выпить. К тому же она курила и большую часть времени проводила с мужчинами. Всякий раз, заработав хоть немного денег, она устраивала пирушку, пригласив к себе поэтов, художников, плотников, мастеровых и вообще людей самых разных занятий. В их компании она и вынашивала замыслы своих произведений.

Камэ работала очень медленно, но когда ее работа заканчивалась, она всегда была шедевром. Ее подставки бережно хранились в домах, где женщины никогда не пили, не курили и не имели свободных связей с мужчинами.

Однажды губернатор Нагасаки попросил Камэ создать ему подставку для благовоний. Она долго откладывала, пока не прошло уже около полугода. К этому времени ее и посетил губернатор, уже получивший повышение по службе и назначение в другой, далекий город. Он настоятельно попросил Камэ начать работу для него.

Наконец, ощутив вдохновение, Камэ сделала подставку. Поставив законченную работу на стол, она принялась долго и внимательно ее рассматривать. Она курила и пила, сидя с подставкой, как с собутыльником. Целый день смотрела на подставку Камэ. Наконец, взяв молоток, Камэ разбила ее вдребезги. Она поняла, что подставка не получилась шедевром, отвечающим ее замыслу.

 80. Настоящее чудо

Когда Банкэй проповедовал в храме Рюмон, священник из секты Синсю, из тех, кто верит в спасение через повторение имени Милосердного Будды, завидовал огромному числу слушателей Банкэя и решил с ним поспорить.

Банкэй уже прочел половину проповеди, когда явился этот священник, наделав при этом столько шума, что Банкэй прервал речь и спросил, в чем дело.

— Основатель нашей секты, — начал хвалиться священник, — обладал такими чудесными силами, что когда он стоял на берегу реки с кистью в руке, он написал священное имя Амиды на бумаге, которую держал его помощник на другом берегу реки. А ты можешь сделать такое чудо?

— Возможно, твой ловкач и сделал этот фокус, — небрежно отозвался Банкэй, — но это не в обычае дзэн. Мое чудо — то, что когда я чувствую голод, я ем, когда чувствую жажду — пью.

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

[В начало] [Помоги себе сам] [Литература] [Исследования] [Разное] [Карта сайта] [Поиск] [А поговорить!] [Гостевая книга] [Наши друзья] [Контакты]



     
Сайт создан в системе uCoz