Уровни внимания
Уровни внимания
ВведениеБольшинство медитативных практик[1], выглядят по форме довольно просто - мы садимся/ложимся/стоим и механически повторяем определенные слова и/или фразы. Однако за этой внешней простотой скрывается довольно большая и сложная внутренняя работа. Я говорю внутренняя, потому что для стороннего наблюдателя, незнакомого с данной техникой на личном опыте, данная работа просто не видна. Более того, практически невозможно показать, в чем же она заключается иначе, как на собственном опыте методом проб и ошибок [2]. Такое положение могло бы быть очень печальным, так как заставляло бы людей снова и снова изобретать велосипед, однако, к счастью, все не столь трагично. Дело в том, что по мере практики люди, набираясь опыта, проходят приблизительно одни и те же этапы, на этих этапах они встречают почти одинаковые проблемы, которые требуют для своего решения приблизительно одинаковых действий. А раз так, то пусть мы даже не можем сказать человеку, в чем заключается сущность Внутренней Работы (все с большой буквы), но зато мы можем сказать, как обходить те или иные препятствия, с которым человек сталкивается здесь-и-сейчас. Одним из важных моментов, который полезно понимать начинающему (и не только) медитатору заключается в том, что медитация не раскрывается человеку сразу. Она не статична, а скорее похожа на цветок, который из семени сперва где-то под землей взращивает корень, невидимый для глаза, потом вытягивает стебель, взращивает листочки, потом дает цветок, и лишь затем плод [3]. Этот процесс требует времени и, как следствие, терпения и упорства. В задачу данной статьи входит описать этапы, с которыми мы сталкиваемся [4]. Уровень подражанияКогда мы только приступаем к выполнению техники медитации, у нас, как правило, нет ничего кроме словесного описания последовательности действий (будь то книга, или рассказ человека, который нас учит). Опыт говорит, что любые попытки превентивного описания Внутренней Работы, не только не помогает, а, наоборот, скорее мешает, будя воображение человека, и лишая его действия естественности. Посему, единственное, что нам остается на ранних этапах, это следовать полученным инструкциям. Психологи говорят, что если человек во время прослушивания понимал все, ему рассказываемое, то по окончании в памяти у него останется около 15% от услышанной информации. Если же он понимал не все, то и того меньше. Поэтому не стоит удивляться, что мы, сами того не осознавая, будем допускать в выполнении техники ошибки. Кроме забывчивости, свой вклад внесет инерция мышления. Если мы привыкли, сев в кресло, сразу погружаться в воспоминания событий дня минувшего и планирование дня будущего, то вполне закономерно, нас еще долго будет сносит на любимые рельсы во время медитации. Поэтому первые шаги - это набивание шишек (что само по себе очень полезно). Иными словами: наше поведение будет похоже на поведение хозяйки, пытающейся приготовить новое блюдо по кулинарному рецепту. Если она будет делать все правильно, то кушанье получится, если же ни с чем подобным она раньше не встречалась, и вследствии этого, нарушит технологию, то может получиться Нечто, что вряд ли захочется съесть. Уровень концепцийПо мере практики, а это требует не один десяток повторов, 90% из которых это "неудачные" попытки, у нас начнется складываться общая картина осваиваемой техники. Мы начинаем "воображать", что понимаем ее назначение, цели, задачи и способы. К этому времени у нас уже появляется ряд совершенно необычных переживаний, и мы начинаем думать, что именно эти переживания и являются конечной целью практикования медитации. По мере накопления опыта возникают ассоциации с другими событиями жизни. На этом этапе нам может показаться, что вот забрезжил свет в конце тунеля, и даже мысли, что мы достигли понимания!!! Вынужден вас огорчить - это не так. О реальном понимании речи пока еще нет. Что действительно есть, так это интеграция нового опыта. Вы, наконец достигли автоматизма в выполнении техники до такой степени, что теперь вам не надо постоянно подглядывать в листочек [5]. У вас сформировалась концепция данной техники. Чтобы было дальше понятно, я объясню, что означает термин "концепция" и чем она отличается от "опыта". Существует различие между тем, что из себя представляет мир, и тем, как мы его воспринимаем. Например в опыте у дальтоника не будет существовать ряда сочетаний цветов, а из мира опыта глухого начисто исчезают все звуки, хотя оба вполне могут допускать их существование. Это клинические случаи. В случае с обычными людьми все несколько менее прозрачно, но тем не менее... Мы все в школе учили, что Земля крутится вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли. Мы верим в это, и живем так, как будто это правда, но для обычного человека (не специалиста), эта информация как и у глухого в опыте отсутствует - солнце как крутилось вокруг Земли, так и продолжает крутится. Так вот:
Метафорически: мир - это территория. Опыт - это память об этой территории, оставшаяся еще с того времени, когда человек по ней хаживал, и благодаря чему теперь знает ее как облупленную. Знание/концепция - это карта территории, которую кто-то раньше нарисовал (а может и мы в попыхах), и которая может правильно описывать эту территорию, а может и не очень. Сможем мы воспользоваться данной картой или нет будет зависеть от нашей способности читать карты, и от способности автора картировать территории. Мы можем попробовать опереться на нее в нашем путешествии, но всегда есть шанс, что она окажется бесполезной, или даже доведет нас до беды. Уровень личного опытаПоявление автоматизма в выполнении техники, наравне с хорошим, несет и изрядную долю нежелательных явлений. Самым главным из них является все более разгуливающееся воображение. Дело в том, что во время медитации стирается граница между сознательными и бессознательными процессами, и творческое бессознательное врывается и начинает показывать сознанию массу "интересных" картин. Часть этих картин привлекают, часть наводит ужас, но все их объединяет одно - они выглядят очень реально, часто даже более реально, чем окружающая действительность. На данном этапе нам может помочь изрядная доля критицизма по отношению ко всем картинам/голосам/идеям, приходящим во время медитации. Очень важно понимать, что несмотря на то, что сами образы существуют, их содержание может не иметь никакой реальности. Реалистичность - не доказательство, вспомните ночные кошмары. Теперь наша медитация будет заключаться в том, что мы будем стараться разобраться в своих внутренних конфликтах, как они проявляются в образах[6]. Теперь, я надеюсь, нас уже не собьют с пути всевозможные "галлюцинации[7]". Мы будем помнить, что они - продукт работы нашего мозга, мультики, которые мы смотрим на нашем внутреннем экране. Опыт, а это скорее всего годы, поможет нам понять, что эти картины и голоса не представляют из себя никакой практической ценности, несмотря на их сиюминутную эмоциональную значимость. В Буддизме есть такая фраза: "Если во время медитации ты встретил Будду, то возьми меч и разруби его". Под Буддой здесь подразумевается не человек, а образ, видимый во время медитации. Меч - это внимание, направленное не на созерцание объекта, а на то, чтобы понять, почему формируется именно такой образ (на его структуру). Такое внимание буквально рассекает образ, показывая, из каких элементов он состоит. Это именно то, что нам предстоит в дальнейшем делать. Неважно, что мы видим, неважно, что мы чувствуем, неважно, что мы думаем во время медитации - это не реальность, а мультики, пусть даже высочайшего качества. Не позволяйте себя одурачить[8]. По мере того, как мы будем утрачивать интерес к воображаемому, а рано или поздно мы от своего воображения устанем, нам все больше захочется чего-то более пресного, но, одновременно, и более питательного. С этого момента, сначала в медитации, а затем и в социальной жизни будет полезно руководствоваться следующим правилом:
Следовать этим правилам нужно для того, чтобы изучить свой способ реагировать на мир. Это, в свою очередь, делается для того, чтобы понять, в какие моменты мы воспринимаем мир неадекватно. Действуя так, мы уподобляемся ученому, которые перед началом эксперимента и во время его, постоянно следит за тем, чтобы его приборы давали правильные показания. Если он не будет уделять этому достаточное внимание, то его исследования будут бесполезны. Или другой пример: если датчики и приборы на атомной электростанции работают неправильно, то система и люди не смогут вовремя заметить начало аварии и грамотно среагировать - случится взрыв. При таком наблюдении следует, в первую очередь, обращать внимание на телесные напряжения (спазмы мышц, тики, тремор и т.п.), а во вторую - на внутрителесные ощущения (тепло, вибрация, жжение, зажимы, холодок, упадок сил и т.п.). Эти процессы говорят о субъективной эмоциональной значимости для нас событий, происходящих вокруг, или прокручивающихся в воображении, и граничащих с галлюцинацией. Это является толчком для осознания, что сейчас мы воспринимаем мир неадекватно. Накопление личного опыта мне очень напоминает игру Puzzle[9], когда заранее не знаешь, что за картинка должна получиться. Кто собирал изображение из большого количества кусочков без коробки с картинкой, тот меня поймет. Наблюдая за собой, мы получаем огромное количество разрозненных фактов, которые настолько разные (часто противоречивые), что непонятно, как их можно использовать. Первые несколько лет это может раздражать и вызывать недоумение, но постепенно они шаг за шагом начинают складываться в единую картину. Все в точности как в Puzzle, сперва увязываются вместе два-три факта, образуя монолитную группу. Потом, когда таких групп становится много, они начинают объединяться друг с другом в более крупные участки, доступные пониманию. Уровень пониманияВдруг, в какой-то момент, возникает ощущение того, что между, многими изученными явлениями в нашей жизни существует связь (начинает проглядываться картинка). Сперва это ощущение может быть мимолетным, но, по мере его повторений, оно будет длится все дольше и дольше, пока не станет привычным. Начинаешь понимать, что психика, в том виде, как она воспринималась раньше, это всего лишь бусины, которые нанизаны на невидимую нить. Нанизанные, а не сваленные в кучу россыпью. С опытом мы обучаемся удерживанию внимания на этой нити. Она вьется как в вышивке - то появляется в виде рисунка, то исчезает за материей, и, вдруг, опять возникает в совершенно неожиданном месте. Опять нам надо будет годами наблюдать за тем, чтобы понять, что же заставляет нитку так извиваться. И снова мы оказываемся лицом к лицу с нашим любимым Puzzle-ом, но уже на другом уровне. Отличительной особенностью этой "нити" является то, что часто ее движение даже не будет затрагивать тело. Не будет таких ярких манифестаций, как напряжение или тремор, или внутренний диалог, или даже образы. Просто будет внутренняя интенция (душевные сдвиги) в некотором направлении. Конечно, если в этот момент не дать им внимания, то скоро они пройдут и в тело, но это будет не всегда. Такое наблюдение требует совершенно особого качества внимания. Не часто мы сможем его обеспечить, и поэтому основным методом работы для нас еще долго будет оставаться наблюдение за телесными манифестациями. Но это не должно восприниматься как трагедия. В конце концов, медитация - это естественный, а не насильственный процесс. В итоге все будет хорошо, как бы оно не шло в начале. В.А.Б. Дата последнего изменения: 10 июня 2004.
© Design В.А.Б.
|