Еще совсем недавно единственным способом соотнесения религий и науки, как знамени
государственной идеологии на 1/6 суши Земли, был конфликт, унесший в свое время
огромное количество человеческих жизней. В 90-е годы ситуация существенно
зменилась и сейчас на уровне науки и религий как социальных институтов
отчетливо прослеживается тенденция к диалогу. Она, например, выражается в
проведении в рамках ежегодных Рождественских чтений регулярных учебных
конференций по теме "Христианство и наука" в МГУ (Москва). Кроме этого написаны
учебники по этой теме для высших учебных заведений, не пропагандирующие конфликт
между наукой и религиями, по которым читаются учебные курсы для студентов
некоторых вузов, в том числе и в МГУ.
Другим знаковым событием в этой области является поддержка РАН
РПЦ выдающихся ее исследователей. Так, одному из патриархов исследования взаимоотношений
науки и религий И.Барбуру (США) в 1999 г. была вручена международная премия
емплтона за выдающийся вклад в эту область. На церемонии вручения, проходившей
в Крестовом зале Патриарших палат Московского Кремля, его приветствовали президент
РАН Ю.Осипов и митрополит Солнечногорский Сергий.
2. Религии и наука: способы соотнесения.
В своей фундаментальной монографии "Религия и наука: история
современность" И.Барбур предлагает следующую классификацию способов
соотнесения науки и религий: а) конфликт; б) независимость; в) диалог и г)
нтеграция (И.Барбур).
Если
мы перейдем от взаимоотношений науки и религий как социальных институтов и как
мировоззрений, на котором мы видели организационные тенденции к диалогу,
на уровень отдельного ученого и спросим его, как исследователя, что он
думает по этому поводу, то наряду с возможной конфликтной позицией мы можем
также услышать то, о чем писал доктор философии З.Райдак, отмечая
распространенность в развитых странах следующего убеждения: "Хотя я и верующий,
но веру свою не сопрягаю с моим научным познанием и исследованиями. Это две
независимые позиции"(З.Рейдак, с.7).
В классификации
И.Барбура это убеждение соответствует независимости: не
отрицая существования Бога, ученый, какспециалист, подобно
Лапласу, не нуждается в Нем в своих исследованиях. Как отмечает в этой связи
Барбур успех рожденной в лоне христианской цивилизации науки является
достаточным для нее оправданием и в настоящее время, как исследовательская
дисциплина, "для всех своих практических нужд" она уже не нуждается в
теологических обоснованиях и реминисценциях.
риведенная позиция независимости иногда оценивается резко негативно. В
частности, цитированный Рейдак называет ее "тихой шизофренией". Однако нельзя не
заметить, что это убеждение о независимости укоренено в более чем трехсотлетней
традиции доминантности технико-технологического развития цивилизации, а также в
том разделении сфер влияния, благодаря которому наука сформировалась как
социальный институт в Европе
XVII-XVIII
веков. В основе этого разделения лежала теория о двух истинах: истине
о мире горнем и истине о мире дольнем. Первая осталась в сфере влияния религий,
вторая стала исключительной прерогативой науки. И наука не смогла бы стать тем,
чем она является в настоящее время без самоподтверждаемой веры в познавательную
мощь автономного человеческого разума, своими силами познающего дольний мир.
воими силами читающего и комментирующего великую Книгу Природы. Размышляя о
позиции независимости очень трудно также не согласиться с тем, что современная
наука, политическая демократия, религиозный плюрализм и сексуальная эмансипация
составляют единый комплекс, который часто называется свободой.
амодостаточность науки на поприще чтения и комментирования Книги Природы была
ясна очень давно. Так, выдающийся российский религиозный мыслитель и философ
.Франк в 20-е годы прошлого века писал о том, что наука, исследующая вторичные
причины мира и взаимосвязи между ними, в этой своей деятельности
самодостаточна. Тем не менее внутри нее самой, в сфере ее собственных интересов
есть области и проблемы, подход к которым с религиозной точки зрения еще совсем
недавно мог трактоваться не иначе как спекуляции вокруг фундаментальных проблем
науки. Однако времена изменились и на постсоветское пространство пришла эпоха
плюрализма и демократии. В этом контексте становится возможной не только позиции
конфликта и независимости, но и диалога.
Здесь я хочу прервать описание различных способов соотнесения
науки и религий по Барбуру и расширить сферу нашего внимания, напомнив о таких
явлениях нашей жизни как миф, магия и т.д.
3. Религии, наука, миф и магия
Редактор одного из
сборников, представляющих результаты российско-немецкого проекта "Анализ научных
вненаучных форм мышления" (1994 - 1999), в котором приняли участие известные
лософы и социологи с наивысшим научным статусом, отмечает, что "миф и магия
по-прежнему живы не только как исторические, но и как социально-культурные
еномены, выполняющие определенные функции в современном обществе и образующие
так же, как и традиционные и нетрадиционные религии, фундаментальные измерения
человеческого бытия. Более того, факты их воспроизводства в секуляризованном
виде позволяют отойти от ... альтернативы "религия-наука" и искать основания для
боле богатой типологии форм человеческого сознания и бытия" (Касавин И.Т., с.8).
од мифом и магией понимается, во-первых, существенность мифических
представлений в различных сферах современной жизни на уровне больших, первичных
зненных форм. Так, например, К.Хюбнер, один из участников этого проекта,
сопоставляя рациональность древнегреческих мифов с рациональностью науки,
находит не только возможным это делать, но и обнаруживает проявления мифического
сознания как в искусстве ХХ века, так и в политике, в частности, в Конституции
своей родины, Германии (К.Хюбнер).
Однако, во-вторых, наряду с большими формами и стилями человеческой деятельности
спокон веков существовали, существуют и будут продолжать существовать, так
называемые, малые жизненные формы, т.е. весь тот спектр явлений и практик,
который обычно обозначается как современная магия, целительство, эзотерика,
экстрасенсорика, оккультизм, астрология и др. То есть все то, что некоторые
наблюдатели склонны оценивать как современную "волну иррационализма". Однако,
нельзя не заметить, что "генетический код" современной науки в
XVII-XVIII
веках формировался и под воздействием импульсов, шедших от магико-герметической
традиции знания и веры. Так, например, одним из организационных мотивов
образования старейшего сообщества ученых, Лондонского королевского общества,
было желание не только мировоззренчески и концептуально, но и организационно
отделиться от магов и герметистов. И вот уже более чем три века бок о бок
существуют большая познавательная форма науки и малая жизненная и познавательная
орма, с которой большая в свое время размежевалась, но так и не смогла ни
адаптировать ее в свои мировоззренческие и теоретико-концептуальные структуры,
ни полностью проигнорировать. Одной из причин этому является все тот же
"генетический код" естествознания, состоящий в том, что субъект познания
систематически исключался из познавательного процесса. Первый прорыв к субъекту
произошел в квантовой механике в связи с проблемой квантового измерения. Однако
если бы этот прорыв был не только декларацией, но и реальностью, то с
объяснением аномального не было бы никаких проблем.
еперь
в нашем сюжете есть три обобщенных персонажа: две
большие жизненные формы науки и религий и одна малая. Дальше, исходя из
ундаментальной классификации И.Барбура, естественно попытаться узнать: к
какому именно из способов соотнесения науки и религий патриарх и энциклопедист в
этой области относит нашего меньшего персонажа. При невнимательном чтении этой
ундаментальной монографии, которая рассматривается в качестве учебника по этой
теме в некоторых высших учебных заведениях, мы даже его не заметим. Точнее
говоря, если мы будем различать исследования и практики, то последним, в их
традиционно религиозной, институциализированной форме и нетрадиционной
обобщенной форме дивжения "New
age"
уделено довольно много внимания в моделях диалога. Но только специальный
нтерес поможет нам найти буквально несколько предложений по поводу научных
сследований соответствующих явлений, с последующей оговоркой о том, что автор в
основном занимается традиционной религиозностью. Но в то же самое время в этой
репрезентативной и одной из лучших в мире панорам способов соотношения науки и
религий мы не найдем даже при специальном интересе и очень внимательном чтении
такой темы во взаимоотношениях науки и религий ... как тема смерти.
Оставляя этот пробел в спектре тем диалога науки и религий без комментариев:
стоя на плечах гигантов, их очень легко критиковать, - попробуем понять разницу
между позицией независимости и тенденцией к диалогу.
Когда люди вступают друг с другом в диалог, когда они что-то
вместе обсуждают? Очевидно, что первой предпосылкой является взаимоуважение.
Второй, как мне кажется, явное или неявное признание своей несамодостаточности.
Зачем мне с кем-то обсуждать свои проблемы, если я и сам могу с ними справиться?
4. О "генетическом коде" естествознания: асимметрия субъект-объектных отношений.
Попробуем непредвзято присмотреться к такой особенности "генетического
кода" естествознания, как асимметрия познавательных субъект-объектных отношений.
В случае неживой природы она совершенно очевидна и состоит просто в требовании
воспроизводимости экспериментальных данных. Этой основе основ научного метода.
о что означает воспроизводимость экспериментальных данных? Разве не предположение
о том, что субъект познания может свободно экспериментировать со своим объектом,
контролировать его свойства, манипулировать им, проверять на нем те или иные
свои гипотезы. Как писали еще отцы-основатели, познавая Природу, человек примеривает
ей "испанский сапог" (Г.Галилей) и "дыбу" (Ф.Бэкон) эксперимента.
Воспроизводимость экспериментальных данных в том случае, когда испытуемым
является человек, со всеми оговорками этического характера и оговорками о
необходимости психофизиологической безопасности и обратимости экспериментальных
влияний, все же сохраняет "генетический код" естествознания, состоящий в
асимметрии властно-познавательных субъект-объектных отношений. От объекта, от
спытуемого экспериментатор и теоретик ничего не ждут, ведь они самодостаточны,
а испытуемый, вообще говоря, не может "сметь свое суждение иметь".
Понятно, что все здесь очень не просто, но тем не менее я предлагаю
подумать, можно ли надеяться на то, что, не осознав эту асимметрию, не осознав
"генетический код" естествознания и не соотнеся его с другими "кодами", можно
запросто объяснить все на свете с помощью той или иной модели или теории. С
кем ее проверять? Ведь ценность знания как такового в различных традициях веры
знания различна. В науке знание - самоценность, а в религиозных традициях
высшие ценности несколько иные и в них очень естественно возникает вопрос о
цели проведения тех или иных исследований и о соотнесении их возможных результатов
последствий с ценностями этих традиций.
5. К межконфессиональной междисциплинарности
Закончить эту статью я хочу, вновь обратившись к нашим трем персонажам.
В продолжающей еще выходить серии книг академика Академии технических наук России,
д.т.н Ф.Ханцеверова под общим названием "Эниология", результате его двадцатилетних
сследований, представлен проект междисциплинарного синтеза естественных и гуманитарных
наук, который, по его мнению, необходим для познания аномальных явлений (в том
числе и НЛО). Предисловие к этой серии называется "На пол пути". Его автор,
президент Международной ассоциации по исследованию вопросов психотроники З.Рейдак
полагает, что синтез наук на почве эниологии, предлагаемый Ханцеверовым, должен
быть дополнен ... душой и стать гуманистической эниологией, т.е. иметь
не только междисциплинарное, но и межконфессинальное измерение. Междисциплинарности
недостаточно, необходима межконфессиональностьность, внесение междисциплинарного
синтеза в контекст взаимоотношений больших жизненных форм, науки и религий.
О том, насколько это непросто сделать, я написал выше. Тем не менее, как это
сделать?
Литература
И.Барбур. Религия и наука: наука и современность. Москва, Серия
"Богословие и наука", ББИ, издание 2-е, 2001.
И.Т.Касавин.
Введение. Религия, миф, магия: современные
лософские исследования. Москва, ИФ РАН, 1997.
З.Райдак.
реддверие манускрипта: na
pul cesty -
на полпути. // Ф.Ханцеверов. Эниология. Кн. 1. От интуитивных догадок - к
современной науке. Международная академия информационных наук. Москва, 1996.