Предисловие
Сто одна история о дзен
Предисловие
Эта книга состоит из четырех частей: “Сто одна история о дзэн” (101 Zen Story) впервые издавалась в 1939 г. Райдером и К° в Лондоне и “Дэвид Мак-Кей компани” в Филадельфии. Здесь приводятся подлинные случаи из жизни китайских и японских учителей дзэн на протяжении более, чем пяти столетий. “Бездверная дверь” (The Gateless Gate) впервые была издана в 1934 г. Джоном Мюрреем в Лос-Анджелесе,- Это сборник задач — коанов, применявшихся учителями дзэн для направления своих учеников к освобождению, впервые записанных китайским наставником в 1228 г. “Десять быков” (10 Bulls) впервые издавались в 1935 г. Де Ворсом и К° в Лос-Анджелесе и позднее Р.Р.Филлипсом в Портленде, Орегон. Это перевод знаменитого китайского комментария стадий осознавания, ведущих к просветлению, иллюстрированный здесь одним из ведущих в Японии современных мастеров гравюры. “Сосредоточение” (Centreing) — перевод древней санскритской рукописи, впервые опубликованный в весеннем выпуске журнала “Джентри” (Gentry) за 1955 г. в Нью-Йорке. Это древнее учение, хранившееся в Кашмире и других местах Индии более четырех тысячелетий; его вполне можно считать прародителем дзэн. Я должен поблагодарить указанных выше издателей за разрешение объединить здесь весь этот материал. Больше всего я благодарен “бездомному монаху” Нёгэну Сэнзаки — идеальному сотруднику и другу, доставившему мне огромную радость, переписывая со мной первые три части этой книги, а также кашмирскому провидцу Лакшманджо, доставившему мне не меньшую радость, когда я переписывал ее четвертую часть. Первый патриарх дзэн Бодхидхарма принес дзэн в Китай из Индии в VI в. Согласно его биографии, написанной в 1004 г. китайским учителем Догэном, после десяти лет жизни в Китае Бодхидхарма захотел вернуться на родину и собрал учеников, чтобы проверить их самосознание. Вот, что сказали эти ученики. Дофуку: — На мой взгляд, истина превыше утверждений или отрицаний, ибо они — путь, по которому она движется. — У тебя моя кожа, — сказал Бодхидхарма. Монахиня Содзи: — По-моему, это как взгляд Анан-ды на землю Будды: увидеть раз и — навек. — У тебя моя плоть, — ответил Бодхидхарма. Дойку: — Четыре состояния вещества: свет, твердое, жидкое и газообразное — пусты[1], а пять скандх[2] — не-вещи (No-things). По-моему Не-вещь[3] — суть истинная реальность. — У тебя моя кость, — заметил Бодхидхарма. Наконец, Эка поклонился учителю и не сказал ничего. — У тебя мой костный мозг, — произнес Бодхидхарма. *** Древнее учение дзэн, такое яркое и всегда свежее, бережно помнилось и хранилось. Здесь собраны частицы “кожи, плоти и кости” дзэн, но нет “костного мозга” — его внутренней, невыразимой словом, сущности. Откровенная непосредственность дзэн породила распространенное мнение, что это учение исходит из источников, бывших еще до Будды, т.е. еще до VI в. до Р.Х. Пусть читатель судит об этом сам, впервые имея возможность ознакомиться в одной книге со случаями из практики дзэн, задачами для концентрации ума, описаниями стадий осознавания и также близкого к дзэн учения, много столетий предшествовавшего дзэн. Проблема нашего ума, связывающего сознание с внесознательным постижением, приводит нас в самую гущу повседневной жизни. Найдем ли мы мужество раскрыть источник своего бытия? Эти плоть и кость — к чему они? Пол Репс [1] Т.е. способны вмещать в себя что-либо. [2] Согласно Учению Будды это пять видов физического и психического строения человека: форма, чувствования, представления, устремления, сознание (прим. пер.). [3] Т.е. дух.
© Design В.А.Б.
|