Предисловие: О движении ТМ и эффекте Махариши.
Статьи Юрия Карпенко
Предисловие: О движении ТМ и эффекте Махариши.
Мистика (мystikos - греч., таинственный) - это религиозная практика, цель которой состоит в непосредственном переживании единения с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих эту практику. Согласно одной из точек зрения, мистицизм и мистика - это что-то давно устаревшее и изжившее себя в век информационных технологий и доминирования научного мировоззрения, как по существу дела и все религии. Согласно другой точке зрения, процесс познания "мира, пронизанного божественными силами" (Дионисий Ареопагит) начинают мистики и богословы. Как отмечают некоторые космологи, дойдя до вершин своей науки, они обнаруживают там богословов. Исследования историков науки убедительно показали, что христианский контекст играл важнейшую роль в генезисе науки нового времени. Концептуальный контекст других мировых религий не был благоприятен для ее зарождения. В ряду мистиков первой половины ХХ века, проповедавших свои учения вне рамок традиционных конфессий, мы находим имена Кришнамурти, Шри Ауробиндо, Георгия Гурджиева, Николая и Елены Рерихов, Даниила Андреева, Порфирия Иванова и других. Внимание мистиков к науке в этот период можно считать исключительным явлением, к таким исключениям относят Константина Циолковского и Карла Густава Юнга. Обращаясь к сердцу и уму человека, эти великие искатели истины, духовного освобождения и просветления призывали людей выйти за пределы повседневной рутины жизни и обрести ее цель и смысл там, где кончается область искусства, науки и утилитарно практичного и прагматичного рассудка. Религиозный плюрализм, кризисы религиозных и научного мировоззрений и порожденный ими в известных социальных слоях мировоззренческий вакуум, высокий уровень жизни в развитых странах, интенсивный культурный и информационный международный обмен, феномены массовой культуры и СМИ, а также различные глобальные проблемы современности породили в мистицизме и религиозной жизни второй половины ХХ века феномены, не имеющие аналогов в первой его половине: возглавляемые выдающимися личностями международные движения, адепты которых проповедуют учения своих лидеров, а также практикуют и распространяют медитативные и молитвенно-медитативные практики. К таким международным движениям, например, относят последователей Муна, сайентологов (последователи Рона Хаббарда), движение трансцендентальной медитации(ТМ), общество сознания Кришны и др. Это многообразие духовных движений и путей, дающих своим последователям новые и в то же время, как утверждают их лидеры и апологеты, проверенные на практике или освященные древними традициями технологии духовного освобождения вызывает закономерные вопросы как о подлинности, так и об общем смысле новейших духовных устремлений в контексте глобальных потрясений и трагедий современности. В ряду перечисленных международных движений второй половины ХХ века международное движение ТМ уникально, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, вниманием ученых к влиянию практики ТМ на различные стороны жизни людей. И, во-вторых, своей политической активностью. Основателем и лидером движения ТМ является Махариши Махеш Йоги, считающийся адептами движения хранителем и продолжателем традиции ведической мудрости. Это невысокий индус из Северной Индии, прекрасно образованный и свободно владеющий английским языком. Махариши говорит высоким голосом, который, как отмечают наблюдатели, характерен для всех индийских гуру. Он не бхакти-гуру ("бхакти" означает поклонение) и не требует обожания и преданности от своих последователей, скорее он принадлежит к типу джнана-гуру ("джнана" - различение, знание). Правда, его последователи-индусы, жившие вместе с ним в его резиденции, говорят, что не ступали и шагу без благословения Махариши и хотели бы дышать в унисон с ним. Слово "Маха-риши" означает "великий риши". В ведической литературе риши - это авторы Ригведы, посредники между людьми и богами; мудрецы, видящие, сообщавшие людям волю богов. "Махеш" - одно из имен Шивы, который наряду с Брахмой и Вишну составляет индуистскую троицу богов, ответственную за создание, сохранение и разрушение мира. "Йоги" означает, что этот человек йог. Свою международную деятельность по распространению техники ТМ Махариши Махеш Йоги начал в Мадрасе в 1958 г., правда, тогда его называли несколько иначе. Махариши провозгласил технику ТМ средством, которое призвано освободить человечество от страданий. Утверждается, что ТМ является техникой достижения самадхи, высшей цели и состояния, к которому стремится любой йог всех времен и народов и любой адепт восточных религиозных традиций, связанных с индуизмом и буддизмом. Утверждается также, что регулярная практика ТМ и ТМ-сидхи, основанной на ТМ продвинутой техники медитации, включающей в себя йогический полет, позволяет адепту за одну жизнь достичь просветления, освободиться от колеса рождений и смертей. Напомним здесь, что основателю буддизма Будде Шакьямуни для достижения просветления потребовалось множество жизней. Но и в буддизме известны медитативные техники, которые, по мнению адептов, позволяют им достичь просветления за одну жизнь. Напомним здесь также о том, что, с традиционной йоговской точки зрения, техники достижения самадхи, т.е. самые глубокие и эффективные техники медитации, могут получить только те, чье сознание и душа в достаточной мере подготовлены регулярной практикой предыдущих ступеней классической восьмиступенчатой йоги Патанджали. Однако существует и другая интерпретация наследия Патанджали, согласно которой медитативные техники самого высокого уровня могут быть даны неподготовленным людям. Такой точки зрения придерживается и Махариши Махеш Йоги. С 1958 г. Махариши Махеш Йоги и его последователи в разных странах мира обучили ТМ свыше 3 миллионов человек; ТМ-сидхи, которую Махариши Махеш Йоги дал в конце 70-х годов, свыше 150 000 человек, а курс обучения инструкторов ТМ прошло около 30 000 человек. В начале своей международной деятельности по распространению ТМ Махариши Махеш Йоги совершил несколько международных турне. В конце 60-х годов с ним сотрудничали "Битлз". Примерно в это же время Махариши Махеш Йоги приезжал в Москву. Результатом его успеха на международном уровне, а также успешной деятельности его последователей было создание организаций движения ТМ во многих странах мира. Одна из основ этих организаций - учебные и исследовательские центры, как, например, Международный Университет Махариши, г. Феарфилд, штат Айова, США; или - MERU - учебно-исследовательский центр в Швейцарии. Резиденция Махариши Махариши Махеш Йоги находится в г. Влодроп, Голландия. Лекции Махариши практически постоянно транслируются по спутниковому телевидению. По оценкам некоторых наблюдателей в начале 90-х годов финансовый потенциал движения превышал 1 миллиард долларов США. В конце 1992 г. Махариши Махеш Йоги призвал своих последователей проявить политическую активность и создать в разных странах мира партии естественного закона. Одной из причин необходимости такой активности является отсутствие должной реакции на идеи движения ТМ на международном и государственном уровне. Махариши полагает, что адепты движения ТМ не могут позволить руководить собою людям, ведущим человечество в бездну. Такая партия была, в частности, создана в США, где она в 1996 г. участвовала в выборах президента США (см. в этой связи статью "Л.Н.Гумилев и психофизика"). Распространение ТМ на постсоветском пространстве началось примерно в 1990 году, когда в бывший СССР, в основном через Москву, стали регулярно приезжать интернациональные группы инструкторов ТМ из Индии, США, Австралии, Канады, Голландии, Норвегии, Югославии, Франции, Дании и других стран. Уже в сентябре 1991 г. появились первые 111 инструкторов ТМ(77 женщин и 34 мужчины в возрасте от 22 до 60 лет, практически все имеющие высшее образование, несколько кандидатов наук) из России, Украины, Армении и Эстонии. В начале 90-х годов в Набережных Челнах было создано первое в России высшее учебное заведение движения ТМ - ведический университет Махариши. В конце 60-х - начале 70-х годов к вопросу о влиянии регулярной практики ТМ на различные стороны жизнедеятельности человека было привлечено внимание ученых, в первую очередь физиологов, нейрофизиологов, психологов. Хотя исследования влияния медитации на физиологию человека, разумеется, проводились и до исследований ТМ: их объектами были, в основном, йоги и мастера дзенской медитации, - но можно с уверенностью утверждать, что никакая другая техника медитации не изучалась с такой интенсивностью и разносторонностью, как ТМ и ТМ-сидхи. В научной периодике опубликованы результаты свыше ста исследований положительного влияния практики ТМ и ТМ-сидхи, выполненные в исследовательских центрах разных стран мира. В середине 90-х годов в Интернете были собраны материалы, свидетельствующие о наличии негативных последствий практики ТМ. По некоторым оценкам, в целом эта попытка синтеза или конструктивного диалога современных научных и древних ведических знаний является фундаментальной и уникальной в своем роде. С другой стороны, поскольку практика медитации затрагивает религиозную жизнь человека, то известен широкий спектр оценок, которые дают ТМ представители различных религиозных конфессий. Так, можно найти публичные выступления протестантов и католиков, в которых они свидетельствуют о том, что регулярная практика ТМ способствует углублению их религиозного опыта. Определением Архиерейского Собора русской православной Церкви "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" (декабрь 1994 г.) такие международные движения, как церковь Муна, церковь сайентологии Хаббарда, международное общество сознания Кришны, "АУМ Синрике", трансцендентальная медитация и др. считаются псевдорелигиями, которые разрушают традиционный уклад религиозной жизни православия и не совместимы с христианством. Собор призывал всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить религиозные традиции. Эта оценка показывает тот накал религиозных страстей, который существует вокруг перечисленных международных движений, в том числе и вокруг движения ТМ, но она не исключает тех эмпирических фактов, которые связаны с медитативными практиками. И язычники, и христиане всегда знали о существовании некоторых весьма специфических явлений, но относились и относятся к ним по-разному. Одним из ключевых эмпирических феноменов, обнаруженных в ходе научных исследований по влиянию регулярной практики ТМ на различные стороны жизнедеятельности человека, является эффект Махариши, т.е. непреднамеренное влияние медитирующих на немедитирующих(см. обзор "Эффект Махариши"). В настоящее время мало кого можно удивить утверждением о том, что люди, обладающие экстрасенсорными способностями, могут по своему желанию, т.е. преднамеренно, оказывать дистанционное влияние на состояние других людей. Хорошо известны, как отдельные маги и экстрасенсы, использующие такие техники и обучающие им, так и целые международные школы (например, международная школа рейки). Уникальность эффекта Махариши в этом контексте состоит в непреднамеренности того влияния, которое медитирующие оказывают на качество жизни окружающих их не-медитирующих людей(обсуждение этого вопроса см. в статье "Энергетическая оценка эффекта Махариши"). По представлениям адептов движения ТМ эффект Махариши, реализуемый большими группами практиков техник ТМ и ТМ-сидхи на национальном и международном уровнях, является одной из основ дальнейшего процветания всего человечества и отдельных наций, а также средством решения социальных и политических проблем, в частности, преступности и терроризма. В наше апокалиптическое время, в начале ХХI века, отмеченном обострением терроризма до террора, национальной трагедией Америки и известными международными военными действиями, люди, которые верят в то, что они с помощью медитации могут повлиять на международные процессы, кажутся в лучшем случае смешными и наивными. Тем не менее ясно, что многоплановая проблема диалога прошлого и настоящего, религий и науки, современности и древних традиций насилием не решается. Пытаясь непредвзято понять причины столь широкого распространения во второй половине ХХ века как целого спектра эффективных техник медитации, так и, в особенности, тех, которые связаны с таким специфическим явлением, как йогический полет, попробуем спросить себя о том, могут ли успех и распространение ТМ быть обусловлены только теми причинами, о которых шла речь, а также доступностью и легкостью ТМ и принципом удовольствия, на котором она основана, личными качествами Махариши Махеш Йоги и его последователей и их влиянием. Или нужно что-то еще, то, что в рамках самого мировоззрения движения ТМ называется поддержкой Природы. Махариши Махеш Йоги полагает, что человек, достигший космического сознания, в определенном смысле теряет свою индивидуальность: желания, порожденные его малым "я", уходят и он открывается тому, что обозначается как высшее "Я", т.е. воле бога(см. в этой связи статью "Энергетическая оценка эффекта Махариши"). Это, в частности, означает, что такой человек и его действия являются не только общественным явлением, но и в некотором смысле становится явлением Природы. Если это хотя бы в какой-то мере действительно так, то возникает вопрос: зачем Природе 150 000 обученных практике йогического полета? Обученные, разумеется, не означает практикующие, но тем не менее... Отметим также, что йогический полет, первую ступень левитации, демонстрируют не только адепты международного движения ТМ. Что это: чисто социально-психологическое явление, для объяснения которого вполне достаточно анализа тех причин, о которых говорилось выше, или же это не только явление социума и культуры, но и Природы (см. в этой связи также статью "Л.Н.Гумилев и психофизика")? В IV веке новой эры один из величайших христианских святых, мистиков и богословов Григорий Нисский писал: "Ведь, как я думаю, когда полнота человеческой природы прийдет к концу по предуведенной мере: потому что уже не останется куда возрастать числу душ, в короткое время произойдет изменение сущего... Так что тяжесть плоти не будет притягивать ее вниз, и бремя не будет удерживать на земле, но, воспарив в воздух, она полетит: "Восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Фес.4.17). Следовательно, пусть ожидают пришествия времени, необходимого для приращения человечества". Литература
Оригинал статьи находится по адресу: http://piramyd.express.ru/disput/karpenko/pred.htm
© Design В.А.Б.
|