22 чжан
Дао Дэ Цзин
22 чжан
[1] "Единое" - см. чж.14. [2] "...видит ясно" - в оригинале "мин", что означает: ясный, светлый, открытый, зоркий, просветленный. С момента появления на свет каждый из нас начинает выстраивать звено, связывающее его с другими людьми. Это звено и есть наше "я", "шэнь", как называет его Лао-Цзы (см. чж.52, пр.1). "Шэнь" - это то, что делает человека человеком, это дар человечества каждому из нас. Новорожденный младенец не обладает способностью различать "курицу и петуха", "черное и белое", однако, под влиянием окружающих людей, обладающих человеческим "я", его тело тоже начинает учиться воспринимать мир так, как это свойственно человеку. Строго говоря, новорожденный, так же, как и все дети, еще "недочеловек", - ведь его человеческий кокон "шэнь" (неслучайно иероглиф "шэнь" значит также "костюм", "одежда", "форма") еще не достроен до конца. Как уже отмечалось, человек Пути отличается от других людей тем, что он всегда стремится следовать дальше. Но плотно пригнанный костюм "я" сковывает движения, не дает возможности рассмотреть оттенки окружающего, низводя волшебные просторы мира до плоской картинки, где каждая вещь занимает положенное ей место. Вот почему тот, кто хочет "видеть ясно" должен преодолеть власть "шэнь", освободиться от того, что обычно свойственно человеку (см. чж.58, пр.1). Но почему же тот, кто виден всем, не может сам видеть ясно? Да потому, что работа по чистке своей жизни, по "прояснению" своего кокона подобна деятельности диверсанта на территории противника. Даже хуже - ведь человеческое звено следит за всем не только "снаружи", но и "изнутри"! Поддерживать установленный порядок, следить за четкой настройкой сознания окружающих и самого себя - вот главная задача человеческого "я", ради выполнения которой мы готовы на все.
© Design В.А.Б.
|