52 чжан
Дао Дэ Цзин
52 чжан
[1] “...своего “я”” - в оригинале “шэнь”, что Значит: тело, плоть, одежда, корпус, определяющая часть чего-либо, форма, я, я сам, человек, человеческая личность. Вар.: “Освободившись от того, что обычно свойственно человеку...” (см. чж.9, чж.22, пр.2). “Я” - это определяющее понятие в жизни каждого из нас, это то, что делает нас тем, кем мы являемся. “Я” - это результат всех тех изменений и оформлений, которые происходили с нами с момента нашего рождения. Это суть сумма всех наших прежних жизней, - здесь есть и совсем легкое, подобное дыханию утреннего бриза, “я” трехмесячного младенца, есть “я” пятилетнего ребенка, “я” подростка и т.д. Все они надежно хранятся в нашей памяти, хотя мы уже успели о них позабыть. Именно совокупность наших прежних “я” и является тем “господином” (“цзюань” см. чж.26, пр.3), который управляет нашим повседневным поведением. Теперь, став уже взрослыми, мы знаем, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться, а чего следует избегать, и сам мир становится определеннее и понятнее это и есть результат действий нашего окрепшего “я”. Но Путь начинается с осознания того, что это лишь удобная иллюзия, а не реальность, что на самом деле мир - необъятная и по-прежнему неведомая вещь. И что существует совсем иной путь в жизни - где все непредсказуемо и загадочно. Все, что необходимо для этого путешествия, уже у тебя есть - это ты сам, твоя жизнь. Вот здесь и встает в полной мере вопрос об изменении, которое требуется для того, чтобы превратить эту возможность в действительность. Здесь необходимо то полное изменение, которое Лао-Цзы называет “освобождением от своего “я””. Сколь бы ни был многообразен мир людей, на самом деле в нем существует только одно настоящее разделение: на “обычных людей” и на “людей Пути”, на тех, кто стоит спиной к Миру и на тех, кто повернулся к нему лицом. Различие это заключается не в том, что “обычные люди” совершают “обычные” дела, а “люди Пути” - нечто необыкновенное, совсем нет. РАЗЛИЧИЕ СОСТОИТ В СПОСОБЕ СМОТРЕНИЯ НА МИР И НА СВОЮ ЖИЗНЬ. Образно говоря, у человека Пути, по стандартным меркам, “мозги набекрень”. То, что тревожит людей, его не волнует, а то, на что обычно не обращают внимания, является предметом его интересов. Ко всему, чем Заняты люди, они относятся “серьезно”, они делают все, “делая” это, тогда как человек Пути применяет “неделание” ко всему в своей жизни (см. чж.37, 38). Все, что входит в круг мира вещей, одинаково важно для него, а, стало быть, одинаково неважно. Важна лишь цель, которая, в обычном понимании этого слова, является отсутствием цели, точнее, “не-деланием” ее. Человек Пути всем сердцем стремится к Единому, он раскрыт навстречу бескрайним потокам Жизни. И, быть может, ему удастся на этом Пути сбросить свое “я” и “облачиться в одежды Вечности”. Но это в конце концов и не важно. Гораздо важнее другое: ОН ЯВЛЯЕТСЯ ЖИВЫМ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ, сколько бы их ему ни было отпущено еще. [2] Закрыв свои входы (т.е. чувства) для “проблем человечества” и затворив свои двери от повседневной суеты и опеки мира людей, ты навсегда освободишься от способности быть озабоченным. [3] Бук.: “Раскрыв свои входы”, см. чж.15: “...будь раскрытым вовне, подобно замерзшему озеру, что начало освобождаться от льда.”
© Design В.А.Б.
|