3. О случае непреднамеренной активности О.П.
3. О случае непреднамеренной активности О.П.
1. Введение.В [8] прослежено появление второго наблюдателя в тех теоретических построениях, которые допускают влияние наблюдателя на процесс измерения, и проанализирован некоммуникативный случай второго наблюдателя. В [9] предложена двустадийная структура преднамеренной активности оператора психофизики: подключение или настройка на объект и собственно информационное или силовое явление. В данной статье обсуждается один случай непреднамеренной активности оператора психофизики. Под непреднамеренной активностью будем понимать то влияние на окружающую среду, которое оказывается непреднамеренным, побочным следствием той или иной деятельности человека, например, самого акта жизни. Поскольку человек - это не только сознательное, но и живое существо, то к этой теме непосредственно примыкает влияние, оказываемое на окружающую среду любым живым существом самим фактом своего существования, т.е. то, что обозначается как "физические поля биологических объектов". Примечание: Непреднамеренная и преднамеренная активность связаны между собой. Так, например, иногда утверждается, что человек может демонстрировать паранормальные явления только с по(ту)сторонней помощью [1]. В данной статье в тезисной орме изложены следующие представления: а) непреднамеренная активность оператора психофизики, скорее информационная, чем силовая, связана с коллективными структурам сознания(бессознательного); б) по крайней мере в одном случае, в случае эффекта Махариши, непреднамеренная активность соотносима с процессом смерти. Примечание: При построении модели человеческого сознания в [30] высказано общее соображение о том, что сознание естественно изучать в тех ситуациях, когда оно "отключается". В концептуальной схеме построения модели [27] ключевую роль играет проблема общих анестетиков. Другим случаем, в котором человеческое сознание также в некотором смысле "отключается", является феномен смерти. Термин "оператор психофизики" в рассматриваемом в данной статье случае соприкасается с понятием, принадлежащим совершенно другой традиции знания и веры, понятием просветления. Несоизмеримость этих понятий призвана акцентировать тот аспект проблемы, который в данной статье не обсуждается. В качестве иллюстрации приведу высказывание одного из учеников Г.Щедровицкого, д.п.н., который полагает, что "у нас нет средств для общения с этнически признанными просветленными и святыми". Иными словами, "оператор психофизики" является предметом не только междисциплинарного, но и межконфессионального интереса.
2. Тезис о сопоставимости.Наряду с преднамеренными паранормальными явлениями, которые реализуются сознательно, целенаправленно, преднамеренно, известны также и спонтанные, непреднамеренные явления, например, хорошо звестная в повседневной жизни многим людям спонтанная телепатия между близкими людьми. Факты такого рода свидетельствуют, с одной стороны, о существовании глубокой взаимосвязи между людьми, а, с другой стороны, их рассматривают как еще одно свидетельство в пользу существования коллективных структур сознания(бессознательного), объединяющих группы людей различного уровня. К коллективным структурам сознания(бессознательного), объединяющим большие группы людей, прибегают при описании коллективных эффектов [29]. Представления о коллективном сознании(бессознательном) известны в классической западной психологии, например, теория архетипов К.-Г. Юнга [10, 24]. В настоящее время во внеконфессиональной и не специальной научной литературе аналогом этих структур, по-видимому, является представление об информационном поле. редставления такого типа привлекались К.-Г. Юнгом для описания некоторых нформационных паранормальных явлений [23]. Сообщения об удивительных способностях людей, которые в настоящее время называются экстрасенсорными, звестны с глубокой древности и в наиболее систематическом виде представлены в аскетической практике различных религиозных традиций(см., например, [11]). Этот общеизвестный факт не вызывает сомнений, также как и соотносимость в том или ином смысле глубоких стадий этих практик с процессом смерти. Тезис о сопоставимости является следствием этих двух утверждений. Отдельным вопросом является сопоставимость глубоких стадий молитвенных и медитативных практик различных религиозных традиций. Технически такую возможность вслед за протоиереем Иоанном Мейендорфом можно усмотреть в том, что на глубоких стадиях практики всех традиций так или иначе связаны с регуляцией дыхания и концентрацией внимания на особых точках тела человека [14]. Фундаментальный акт существования на теле человека биологически активных точек, которые наиболее полно описаны в древнекитайской традиции знания, частично подтвержден средствами современной науки. Эти общие соображения показывают оправданность привлечения к обоснованию тезиса о сопоставимости, как авторитетных свидетельств различных религиозных традиций, так и научных данных(см., например, [16,17]). Тезис сопоставимости и чистое сознание.Попробуем применить тезис о сопоставимости в конкретном случае непреднамеренной активности оператора психофизики, а именно, к технике трансцендентальной медитации(ТМ) и эффекту Махариши (об этом эффекте см., например, обзор [4]). Применение тезиса о сопоставимости в этом случае двушагово: а) обоснование его применимости к ТМ; б) внесение эффекта Махариши в контекст эмпирии влияния на окружающую среду процесса смерти живых существ различного уровня биологической сложности. Обратимся к шагу (а). Аргументация мировоззренческого уровня осуществляется на основе общего анализа места темы смерти в мировоззрении ТМ (подробнее об этом см. статью "Эффект Махариши: медитация и процесс смерти"). Поскольку утверждается, что техника ТМ является техникой просветления [13, 27a], то естественно ожидать присутствия темы смерти в этом учении: просветление как освобождение от колеса рождений и смертей не может не быть так или иначе связано с феноменом смерти. Если последний трактовать негативно, то в позитивной и традиционной для религий перспективе тема смерти в этом учении возникает как тема бессмертия [28]. Помимо этих косвенных, но эксплицитных мотивов темы смерти, как мне кажется, имеется более непосредственный, но не обсуждаемый мотив, о котором в связи с преднамеренной активностью оператора психофизики уже шла речь в [8] в форме вопроса Р.Джана и Б.Данна. Краеугольным камнем учения ТМ является декларация синтеза древних ведических знаний и современной науки, которая при объяснении эффекта Махариши выражается в отождествлении предельного конструкта теоретической физики, единого поля, с предельным понятием некоторых восточных религиозных традиций, чистым сознанием [25,26]. В отношении этого отождествления вслед за Р.Джаном и Б.Данном зададим наивный вопрос о том, как можно отождествить состояние живого организма и предельный физический конструкт? Ведь одно вое, а другое - нет. Мне кажется, что парадоксальность этого отождествления может быть снята, если предполагать связь чистого сознания с процессом смерти. Эти аргументы, обосновывающие тезис о сопоставимости в случае ТМ, можно назвать концептуальными. аряду с ними необходимо привлечение и более конкретных аргументов, как получаемых публичными средствами науки, так и тех, которые в настоящее время могут не относиться к числу общепризнанных. Примечание: Отождествление предельных конструктов теоретической зики с сознанием является способом введения сознания в физические модели паранормальных явлений. Аналогичным способом сознание вводится, например, и в многомировой интерпретации, когда трудная проблема из одной науки отождествляется с трудной проблемой из другой науки (см. в этой связи [8]). Одним из аргументов последнего типа является соотнесение йогического полета с данными об изменении веса тела во время агонии. Об изменениях веса тела в процессе смерти в европейской традиции писал в XVII веке Флудд [2]. В настоящее время реаниматологи, признающие факт уменьшения веса тела на 60-80 г во время агонии, связывают его с ее анаэробной биохимией процессов, протекающих во время агонии. В этой связи нтересно сопоставление йогического полета специалистами по биомеханике и зиологии спорта с мышечным усилием анаэробной мощности в серии статей [20]. 4. Коллективные структуры сознания(бессознательного) и эффект Махариши.Исходя из того, что для описания коллективных явлений необходимо привлекать знания не только тех наук о человеке, предметом которых является отдельный представитель вида homo sapiens, но также и знание о группах людей, предложено привлечь для описания эффекта Махариши ряд концепций: подход к этногенезу Л.Н.Гумилева ([5,7]; более подробно об этом см. в статье "Л.Н.Гумилев и психофизика"), теорию архетипов К.-Г.Юнга (более подробно об этом см. статью "Энергетическая оценка эффекта Махариши"). Если йогический полет существенен для реализации эффекта Махариши и не сводим к мышечному прыжку, то к вопросу о том, какие именно архетипы коллективного бессознательного могут быть ассоциированы с этим эффектом, можно подойти в связи со следующим совершенно независимым вопросом. Из классической зики известно, что для того, чтобы тело поднять на какую-то высоту, необходимо совершить работу, затратить некоторую механическую энергию. Откуда берется эта энергия в случае йогического полета? Естественный ответ, который можно ожидать от исследователей огического полета состоит в том, что поскольку он ассоциирован с переживанием чистого сознания и действием человека с этого уровня, то и необходимая энергия также берется из чистого сознания, из единого поля. Йогический полет можно рассматривать некоторым аналогом вечного двигателя, о котором в настоящее время пишут многие физики(см., например,[21]). Источником энергии вечного двигателя второго рода считается физический вакуум[21]. Однако в случае йогического полета звестен эффект Махариши, т.е. влияние групповой практики медитации на не-медитирующих. Если йогический полет дает существенный вклад в формулу корня квадратного для эффекта Махариши, то тогда правомерен вопрос об уточнении источника его энергии. Результаты экспериментов, показывающие наличие ЭЭГ-регистрируемого непреднамеренного взаимовлияния экспертов огического полета и людей, слегка напрягающих свой интеллект около компьютера, свидетельствуют о том, что огический полет важен для эффекта Махаришии, реализуемого на основе техники М-сидхи. Интересно, что, по мнению сследователей, эксперты йогического полета в некотором смысле, как правило, "ведут" людей, слегка напрягающих свой интеллект около компьютера, но тогда, когда происходило обратное, эксперты йогического полета сообщали о своем не очень хорошем самочувствии[32]. Поскольку эффект Махариши - это неразрушающее воздействие одного процесса(медитация) на другой(жизнедеятельность немедитирующих), то разумно ожидать наличия у этих процессов сопоставимых характеристик, например, энергетических. Механическую энергию йогического полета можно оценить, исходя из выражения для потенциальной энергии (E=mgh), энергетику жизнедеятельности людей - по энергии потребляемой ими пищи. При определенных разумных предположениях оказывается, что последняя всего на два - два с половиной порядка больше первой ([6], подробнее об этом см. в статье "Энергетическая оценка эффекта Махариши"). Если теперь задать вопрос, о том с какими именно архетипами может быть связан эффект Махариши, то можно показать, что таким архетипом является архетип пищеварительного уробороса [15]. Это качественно согласуется с оценкой энергетики эффекта Махариши через сопоставление механической энергии и энергии потребляемой пищи. Согласно [15], архетип пишеварительного уробороса соответствует досексуальной стадии онтогенетического развития человека, в которой пищеварительный инстинкт доминирует над сексуальным. Он ассоциируется с недифференуцированной психикой младенца, с одной стороны, и с полным развитием самости с другой [10, 15]. В космологическом плане в различных мифологических системах уроборос символизирует ту стадию сотворения мира, в которой левое не отделено от правого, верх от низа, свет от тьмы и т.д. [15]. Кроме этого, естественный вопрос о том, какие именно архетипы непосредственно связаны с архетипом пищеварительного уробороса, как представляется, получает свое разрешение в оценке Э. Нойманном состояния коллективного бессознательного современного человека. Вводя различение человек группы/человек толпы, он описывает современного человека, т.е. человека постиндустриального мира, человека, не принадлежащего архаичным сообществам, как человека толпы, описывая коллективные структуры его бессознательного через проявления негативного, разрушительного аспекта архетипа Великой Матери, что качественно согласуется с данными по эффекту Махариши о влиянии коллективной медитации на уровень преступности и др. В связи с привлечением структур коллективного бессознательного к описанию эффекта Махариши интересно обратиться к оценке содержания "Тибетской книги мертвых", данной К.-Г. Юнгом. Он полагал, что оно порождено архетипическим содержанием коллективного бессознательногo [22]. Эта оценка Юнга показывает, что предлагаемые представления о структуре непреднамеренной активности оператора психофизики, в которых, с одной стороны, меет место тезис о сопоставимости, а с другой стороны, к описанию коллективных эффектов типа эффекта Махариши привлекаются представления о коллективном бессознательном, замыкается в этом конкретном случае. 5. Эффект Махариши и влияние процесса смерти живых существ на окружающую среду.Если глубокие стадии молитвенных и медитативных практик сопоставимы с процессом смерти и по крайней мере в случае ТМ имеется сообщение о влиянии коллективной медитации на поведение немедитирующих людей, то совершенно естественно возникает вопрос о том, можно ли обнаружить в эмпирии процесса смерти факты влияния на окружающую среду. Анализ литературы показывает, что в процессе смерти живые существа различной биологической сложности, по-видимому, генерируют некоторый энерго-информационный мпульс (подробнее об этом см. статью "Эффект Махариши: медитация и процесс смерти"): а) цитопатический эффект Казначеева и митогенетические лучи Гурвича[3](деление клетки - это одна из форм ее естественной гибели); б) результаты экспериментов Бакстера - Уотсона по регистрации этого мпульса, который генерируют в процессе смерти многоклеточные и одноклеточные вые организмы[19], при этом Д.Уотсон полагает, что импульс генерируется на клеточном уровне; в) вообще говоря, в этот ряд нужно также включить данные человеческого опыта[12]. Внесение состояния сознания, достигаемого на глубоких стадиях медитации в этот биологической контекст, требует отдельного обоснования, которое выходит за рамки данной статьи. Данные гипотезы, вообще говоря, являются верифицируемыми. С одной стороны, экспериментами по непреднамеренному влиянию глубоких стадий аскетических практик на размножение одноклеточных. С другой стороны, если факт изменения веса во время агонии является фундаментальным общебиологическим фактом, то не неразумно ожидать нетривиальной динамики массы колонии одноклеточных в течении полного цикла жизнедеятельности. 6. Заключение.Подведем некоторые предварительные итоги. Непреднамеренная активность оператора психофизики может быть связана с коллективными структурами сознания(бессознательного), и по крайней мере в одном случае можно предложить многоплановую аргументацию сопоставимости этой активности с процессом смерти. Выше уже упоминался вопрос Р.Джана и Б.Данна, о котором шла речь при обсуждении преднамеренной активности оператора психофизики [9], и который вновь возник при рассмотрении одного из ключевых утверждений, касающихся эффекта Махариши. Этот вопрос, как мне кажется, имеет отношение к любой физической модели человеческого сознания: как возможно переживание живым человеком таких состояний сознания, которые в каком-то смысле тождественны предельным конструктам теоретической физики? Мне кажется, что ответом на этот наивный вопрос звестных исследователей паранормальных явлений Р.Джана и Б.Данна является сопоставление преднамеренной и непреднамеренной активности оператора психофизики, по крайней мере в некоторых случаях, с процессом смерти. В [8] была начата деятельность по сопоставлению структуры активности зического наблюдателя и оператора психофизики. Совершенно очевидное следствие проделанной работы на данный момент состоит в том, что если активности оператора психофизики имеет отношение к активности физического наблюдателя, то тогда для анализа последней также полезно привлечь представления о коллективном сознании (бессознательном) и процессе смерти. Если первое вряд ли может вызвать удивление и возражения, т.к., например, звестен этнографический подход к описанию научных сообществ, то второе на первый взгляд кажется практически абсурдным. В самом деле, сопоставление того, что происходит ежесекундно с каждым з нас на протяжении всей жизни, т.е. акт осознанного восприятия, с процессом смерти, - кажется некоей грой в слова, как, возможно, и все остальное. Единственное, на что я хочу обратить внимание читателя этих строк состоит в том, что моим личным оправданием этой игры в слова помимо тщеславного самоутверждения в довольно специфической форме является уверенность в том, что продвижение в направлении непрозрачности акта понимания, причем на личном опыте, ведет именно в ту сторону, в которую нужно для обоснования предлагаемых здесь представлений. Естественным продолжением предлагаемого анализа является исследование структуры активности оператора психофизики, в том числе и обращение к коммуникативному случаю второго наблюдателя. Литература
Оригинал статьи находится по адресу: http://piramyd.express.ru/disput/karpenko/nab3.htm
© Design В.А.Б.
|